Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Category:

Свечку передайте!

Архиепископ Михаил (Мудьюгин)
...Одним из основных эпицентров шума и непристойной развязности приходится признать пространство в задней части храма, прилегающее к свечному ящику, где продаются свечи, иконы и пр., где ведется прием записок с именами живых и умерших для их поминовения, т.н. «заздравных» и «заупокойных». В дни большого скопления прихожан, особенно по «родительским субботам», там образуются очереди иногда в десятки метров длинной. Стоящие в очереди, в большинстве женщины, нередко совершенно забывают, что находятся не в магазине, а в храме; здесь можно услышать всё, что привычно слышать в любой бытовой очереди: споры, взаимные упрёки, оскорбления, подчас даже ругань. Сплошь и рядом стоящие за ящиком церковные служащие дают неизбежные пояснения несдержанно и раздражённо, а порой и вовсе кричат. Если процесс продажи-купли свечей, составляющий основной вид деятельности за свечным ящиком, является источником мешающего молитве шума, то не меньшей помехой следует признать последующий процесс доставки свечей от ящика к подсвечникам. 
Наиболее естественным, так сказать, классическим, способом попадания приобретённой свечи к месту её поставления следует признать совершение этого действия самим приобретающим свечу прихожанином. Многие так и делают. Православному человеку, вообще говоря, приятно самому решить, перед какой святыней (иконой, крестом или мощами) поставить свечу, самому свечу возжечь от пламени уже горящих тут же других свечей, самому её установить, после чего к святыне приложиться, совершив крестное знамение и поклоны. Однако большая часть свечей приобретается во время начавшегося уже богослужения, когда храм заполнен народом, и достигнуть намеченной иконы или другой святыни можно только протиснувшись сквозь толпу молящихся, что обременительно для них и для владельца купленной свечи. Обычным способом преодоления этой трудности является передача свечи из рук в руки, с неизбежным похлопыванием свечой по плечу стоящего впереди человека, чтобы обратить его внимание, побудить повернуться к источнику беспокойства, принять свечу и передать её таким же образом дальше. Передача сопровождается устным указанием целевого назначения свечи, т.е. для какой иконы она намечается. Всё это не только увеличивает общецерковный шум, но само по себе нарушает молитвенное состояние и молитву многих прихожан. Ведь путешествие каждой свечи требует внимания и активного участия в нём десятков лиц, стоящих на трассе от ящика до выбранной иконы. В особенно тяжёлом положении, почти исключающем возможность сосредоточенной молитвы, оказываются те, кто встал на прямой линии – кратчайшем пути от ящика до иконы. Конечно, ни о какой молитве не может быть и речи, если тебя то и дело, иногда каждую минуту похлопывают по плечу или по руке, заставляют оборачиваться, выслушивать информацию о назначении свечи и передавать её вместе со свечёй дальше, теперь нарушая молитву уже других прихожан.

Верно подмечено... Если стоишь на пути у свечек, то молиться невозможно, особенно в праздник.
Мне, кстати, очень нравится румынский обычай ставить свечи в специальной пристройке рядом с храмом или в притворе. В самом храме там нет даже подсвечников, только лампадки перед иконами. И молиться можно спокойно, и фрески не коптятся. 
Tags: архиеп. михаил (мудьюгин), богослужение, молитва, обряды, православие, приход, храмы
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments