Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Categories:

Профессор Поль Вальер о своей новой книге и о роли мирян в церкви

...

Вы преподаете в университете и являетесь специалистом именно в вопросах соборности, в вопросах русского православия, несколько раз принимали участие в англикано-православном диалоге, при этом Вы мирянин, а не священник.

Поль Вальер: Да, я не священник.

Я хотел спросить, как Вы считаете, какова роль мирян в церкви, в частности, какова их ответственность за осуществление соборных принципов?

- Спасибо, это хороший вопрос. В англиканстве есть здоровая соборная практика на местном уровне. С самого начала идеи консилиаристов играли незначительную роль в формировании церкви Англии в XVI веке. В Англии в то время церковный авторитет был разделен между королем, с одной стороны, и епископами и парламентом - с другой. Потому что епископы сидели в парламенте. Так что английский парламент можно назвать своего рода собором, и в нем участвовали и епископы, и миряне. Вопрос о власти короля в отношении к парламенту и епископату - это сложный, но другой вопрос. И о нем не надо подробно дискутировать. Это важный вопрос, но косвенный для нас. Но, глядя на английский парламент, можно увидеть, что в англиканстве с самого начала миряне сидели рядом с епископатом в обсуждении церковных дел. Епископы хранили и сохранили право на решения в делах литургических, но парламент играл значительную роль во всех остальных церковных вопросах Англии. Это явление - то, что делает англиканство видом «протестантизма». Мирянский элемент, мирянская власть.

То есть для католической и для православной церкви ответственное участие...

- ...остается у епископов.

Это на практике. А потенциально? За что миряне могут отвечать в церквах кафолической традиции - у православных и католиков? И в чем эта ответственность может выражаться?

- Это вопрос важный! Конечно, в кафолических традициях миряне как таковые не сидят в соборах. Они участвовали во многих Вселенских соборах, скажем, в Халкидонском. Миряне были очень могучими помощниками на соборе. Но дела собора, вопросы собора решали, по-моему, епископы. И с англиканской и протестантской точки зрения, кафолические традиции страдают от недостатка участия мирян в делах церкви. Потому что у нас миряне сотрудничают с епископатом во всех заседаниях... Нет у нас уполномоченных епископских заседаний. Конечно, наш епископат собирается время от времени. Но у епископата нет паритета в принятии решения для всей церкви. Только поместный собор каждой провинции англиканства имеет право на такие решения. Поместный собор у нас существует на провинциальном уровне. Провинция здесь означает довольно большую часть церкви: так, у нас в епископальной церкви Америки больше ста епархий, мы не маленькая церковь.

Проф. Поль Вальер
Проф. Поль Вальер и проф.-свящ. Георгий Кочетков на VI Международной богословской конференции РПЦ. Фото sfi.ru
И это одна провинция?

- И это одна провинция. Церковь в Англии - это тоже одна провинция. Но нет всеангликанской власти в церкви Англии, нет собора. Так что наш церковный строй можно назвать «провинциализмом», то есть господством «провинциального», поместного принципа. И я полагаю, что в некоторых случаях, особенно в кризисных, как теперь, нужен всеангликанский собор. Потому что у нас папы нет, а есть архиепископ Кентерберийский, но он не имеет власти вне своей провинции, он подобен патриарху Константинополя. Он имеет первенство по истории, по престижу, но он не имеет никакой власти в делах церкви, он не имеет прерогативы служить решающим голосом во всемирном споре. Как можно и можно ли англиканам решить настоящий церковный спор, внутренний церковный спор? Каким образом, каким способом? Я отвечаю: соборной практикой, путем проведения собора всех англикан. Конечно, я имею в виду всеангликанский собор англиканского типа. Когда я воображаю будущий англиканский собор, я вижу не только епископов в зале, но и мирян.

По-моему, единственное решение проблемы или задачи, как привлекать мирян в дела церкви, - это прямое участие мирян в соборах. Может быть, с некоторыми различениями. У нас высший авторитет называется «Генеральной ассамблеей» (the general convention). Фактически это собор, потому что он имеет полномочия принимать решения для всей церкви. Этот собор «двухкамерный»: есть зал епископов и зал клириков и мирян. Каждое решение нуждается в одобрении обоих залов, чтобы оказаться принятым. Так что епископы имеют право вето, потому что без их согласия нельзя принять решение. Но клирики и миряне также имеют право вето. Епископы не имеют власти заставить остальных принять определенное решение. Так что есть равновесие. И практически это функционирует довольно хорошо. И нет больших споров между двумя залами в наших заседаниях. Например, в самом больном случае, рукоположении Робинсона, гомосексуала, в епископы, дело было не в том, что клирики и миряне голосовали «да-да-да, мы хотим гомосексуального епископа», а епископы голосовали «нет-нет-нет, мы не допустим, нельзя». Практически разделение мнений было одинаковым в обоих залах. И такие же проценты епископов голосовали за Робинсона, как проценты мирян и клириков, которые голосовали «за» и «против». Так что у нас нет резкого разделения между епископами, мирянами и клириками с одной и с другой стороны. Наши разногласия глубже. Они лежат в почве нравственного и догматического учения о Церкви. С католической точки зрения было бы лучше оставить всякие вопросы епископату, но это совсем невозможно на реформаторской почве, на почве протестантизма.

Если позволите, еще один вопрос: Какую, как Вы думаете, роль в осуществлении принципов соборности могут играть духовные движения, например, братства или общины?

- По всей вероятности, решение наших разногласий будет идти по этому пути, то есть по пути какого-нибудь духовного движения, которое начнется и в конечном счете примирит враждебные фракции нашей церкви. Конечно, влияние духовного движения стоит времени, потому что честное, настоящее духовное движение - это не дело одного дня, одного года.

Интервью полностью - в газете "Кифа"

Tags: богословие, газета "кифа", соборность, церковные движения, церковь
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments