Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Принципы жизни Содружества

Устремим все свое внимание, всю свободу своего сердца и ума на дарованную нам благодать возрождения.
Еп. Михаил (Грибановский)

Преображенское братство (движение) — неформальное братство православных христиан, осознающих и исполняющих свое призвание: содействовать возрождению полноты жизни Церкви и всех служений в ней.

I. Основные принципы жизни Преображенского братства



Церковность

Принципиальная и неразрывная, внутренняя и внешняя связь с Церковью, которая «есть Тело Христово», и, в частности, с Русской православной церковью, а также решимость не отделяться от Православия ни при каких условиях, ибо «любой грех в церкви не есть грех Церкви, но грех против Церкви» (свящ. Валентин Свенцицкий). Итак, это — верность Церкви Христовой и понимание того, что братство — только её часть. Для нас принадлежность к Церкви важнее принадлежности к братству, а ещё важнее — наша любовь к Богу и ближним.

Личностность

Неформальный и нефункциональный подход к каждому человеку; помощь в раскрытии его личных даров через обретение им свободы от «духа века сего» с его стремлением к самовыражению, накопительству и потребительству; преодоление индивидуализма и самозамкнутости; невозможность в решении главнейших жизненных вопросов переступить хотя бы через одного человека.

Неиерархичность

Невозможность «ставить себя выше других в церкви, а тем более — выше церкви, или претендовать особым образом выражать церковь» (протопр. Николай Афанасьев); недопустимость создания параллельной иерархии, но не отрицание принципа старшинства и иерархии мистической («выше тот, кто ближе к Богу»).

Ответственность

Всё, что делается и сделано, проверять в Духе Святом и «многом совете», обязательно исправляя, лично или совместно, свои ошибки и грехи; ответственность за всех и за всё в себе, в общине, братстве и в Церкви.

Служение

Полагание всего своего времени, всех своих сил и средств на исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему в подражание Христу, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф 20:28); служение именно теми дарами, какие мы получили от Духа Святого в братстве, в общинах и лично.
Непрестанное обновление и целостное воцерковление жизни

Возрастание во Христе по действию Духа Святого, чтобы дать возможность Богу «творить всё новое» (Откр 21:5), а самим не быть «тромбом» в теле церкви, сохраняя способность не только быстро и точно реагировать на всё значимое в церкви и обществе, но восполнять недостающее и даже быть «впереди времени» (в соответствии со святоотеческим принципом «Церковь всегда обновляется»).

II. Из этого вытекает:

1. Единая жизнь братьев и сестёр во Христе, включая жизнь в общинах и группах, малых и большом братствах, основанная на общении, братской агапической (всеобъемлющей) и дружеской любви и личном иночестве.


Это может выражаться, в частности, в иноческой по духу постоянной и трезвенной совместной обращенности ко Христу для обретения единства «закона веры», «закона молитвы» и «закона жизни»; в регулярных домашних и иных встречах для совместной молитвы, чтения Писания и духовной беседы; в братских трапезах после совместного причастия (агапах); во взаимопомощи, делах милосердия и в совместном братском трудовом служении; в паломничествах и т.п.

Имея определенные границы, общины и малые братства сохраняют при этом открытость своей жизни, в т.ч. возможность включения в нее новых членов (в частности, детей членов общин). Братство стремится не допускать духа сектантства, элитарности, стяжательства, лицемерия, фарисейства и саддукейства в любых его проявлениях.

2. Свидетельство о спасении во Христе, «благовестие Царства» словом, делом и жизнью.

Братство участвует в широкой и всесторонней миссии церкви по собиранию и научению людей, искренне ищущих путь к Богу. Члены братства стремятся свидетельствовать о христианской вере и жизни в общинно-братском духе, прежде всего лично участвуя в миссионерском и катехизационном служении.

Братство прилагает усилия для распространения в церкви практики обязательного научения перед крещением, т.е. возрождения в церкви катехумената и проведения полноценной катехизации перед крещением для некрещеных, а также для тех, кто «был крещен без подготовки, формально, не сподобившись «родиться свыше» (Ин.3:7)».1

Братство всемерно способствует расширению и углублению духовного просвещения, в частности, духовного образования христиан всех возрастов. Каждый член братства в нормальном случае осознает христианское просвещение и ученичество как дар Божий и, значит, как свою духовную обязанность.

3. Стремление к простоте и открытости во Христе и созидание христианского единства

Члены братства не замыкаются в себе и своей традиции, но ищут истину везде и, где бы ее ни нашли, принимают, воцерковляя.

Сознавая наличие серьезных внутренних проблем в Русской православной церкви, братство со своей стороны и в меру своих сил противостоит любым попыткам спровоцировать раскол в церкви, выступая за диалог в ней по спорным вопросам в духе терпимости и непредвзятости, в соответствии со словами св. ап. Павла (1Кор 11:19): «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».

Признавая единство всех христиан заповедью Спасителя (Ин 17:21), братство не стремится к затушевыванию конфессиональных различий, но вместе с тем не снимает с себя ответственности за общий грех конфессионального разделения. Члены братства открыты для личного общения в духе любви с представителями других христианских конфессий, как с нашими братьями и сестрами во Христе.

Братство не находится в формальной зависимости от государственных, общественных и официально-церковных учреждений, но прилагает усилия для поиска адекватных форм церковно-общественного диалога и поддержки христианской общественности.

4. Участие в евхаристическом и литургическом возрождении

Члены братства стремятся к полноте личного и совместного участия в богослужении через поиск воплощения его духа и смысла в их единстве. В частности, для этого братство содействует восстановлению ряда ныне актуальных древних традиций: общего пения, непараллельного с хором чтения евхаристического канона и других общих молитв вслух, общенародного целования мира, проповеди после Писания, «пасхально» постоянно открытых царских врат и т.д. Также братство ищет способы к преодолению всех возможных разделений в церковном собрании, в первую очередь клира и мирян.

Братство содействует полному выявлению в церкви литургической и общецерковной (соборной и личностной) природы всех таинств, начиная с крещения и евхаристии, стремясь к тому, чтобы таинства в церкви не могли восприниматься как частные требы и профессиональное дело священнослужителей, но как плод общего служения всего народа Божьего по его дару царственного священства (1 Пет 2:9).

Братство поддерживает перевод богослужения на национальные языки (прежде всего русский) и тем самым их воцерковление во исполнение слов сщмч. протопр. Александра Хотовицкого: «Из достоинства славянской речи еще не следует отрицание перевода книг, а равно богослужения и молитв на русский язык, ибо таким образом мы бережем золотник, а теряем пуд».

5. Мирное и непримиримое противостояние злу в церкви и обществе

Братство стремится следовать Евангелию во всем, не считаясь со сложившимися обратными традициями, привычками, внешним или внутренним сопротивлением любого рода, в том числе и со стороны как бы «здравого смысла».

Братство ищет полноты церковной соборности и поэтому выступает, в частности, против всякого рода фундаментализма, модернизма (секуляризма), клерикализма, филетизма и конформизма. Кроме того, братство не поддерживает тенденции к политизации церкви, вырождению православной духовности в национально-государственную идеологию или просто историко-культурную традицию.

Члены братства стремятся адекватно реагировать на искажения духа и смысла, на всякую неправду, как в церкви, так и в обществе, при этом ничего не бояться, будучи готовыми даже к страданию за Христа в любое время, никого не осуждать, бороться только «словом и житием».

III. Принципы жизни Преображенского братства реализуются через служение Богу и Церкви:

Содружества малых братств (СМБ);
Самих малых братств, которые в нормальном случае состоят из самостоятельных общин и групп; а также межбратских объединений;
Братчиков в этих общинах и группах;
Старших духовно и по положению во всех общинах, малых братствах и СМБ;
Духовного попечителя Преображенского братства (СМБ), как основного свидетеля и служителя (гаранта) церковности братства, его верности призванию и всем признанным братством принципам жизни.

Мы считаем пророческими и актуальными для всех нас слова, произнесенные еще в конце XIX века еп. Таврическим Михаилом (Грибановским):

«Всюду, где только можно, насаждать царство любви и гармонического развития личности в Духе при помощи Христа. В этом, в сущности, разрешается все православие, все его догматы, вся этика, все таинства, все обряды, вся жизнь. В разъяснении православия в этом смысле — теоретическая задача наша. В проведении такого православия в жизнь частную, семейную, общественную и государственную -– вся наша практическая задача. В братском союзе сочувствующих и отдающихся всецело этой задаче людей — самый верный задаток обновления православно-русской жизни. <…> Придется ли их (эти идеалы — ред.) осуществлять легальным путем или путем протеста сверху или снизу — все равно <…> наше дело не рассуждать о том, что неизвестно, но быть готовым к нему».

[1] Из приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II организаторам, участникам и гостям круглого стола «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития», проведенного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи 29 ноября 2007 г.



О том, как создавались принципы жизни Содружества

Принципы жизни Преображенского содружества малых братств возникли из самой жизни. В их основу легли те принципы церковной жизни, которые сформулировал свящ. Георгий Кочетков в своей статье «Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви», опубликованной парижским журналом «Вестник РХД» в 1979 г.

Сам текст «Принципов жизни Преображенского братства» возник через много лет после рождения самого братства. Первая его редакция была составлена в 1997 г., в годы гонений, когда братчики были вынуждены обратиться к патриарху и ко всей церкви со словами свидетельства о своем опыте.

Вторая редакция, относящаяся к 2008 г., возникла из необходимости ясно сформулировать, что братство считает наиболее важным, на что опирается в своей жизни. Эти тексты были разработаны при участии практически всех братчиков: предложения и замечания, выработанные на встречах или переданные кем-либо лично в редакционную комиссию, собирались в течение полугода и все учитывались при составлении окончательной редакции.

Оба раза, и в 1997 г., и в 2008 г., окончательная формулировка принималась открытым голосованием на общей встрече братства (братском соборе) и была принята единогласно.

Источник

Tags: преображенское братство, принципы жизни, сайт псмб, свидетельство, церковные движения, церковь
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments