Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Страшный Суд

Оригинал взят у tamarafavor в Страшный Суд

          Страшный Суд – эта тема никак не тянет на весеннюю, и, тем не менее,  
несколько человек из моего окружения (разного возраста) решило рассмотреть
ее с разных сторон.  Принимал участие в этом обсуждении и Александр Андреев,
автор книги «Можем ли мы избежать Апокалипсиса?» ( М. : Благовест, 2011. 272 с.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом РПЦ.)

          Наверное, многим знакома песня о Страшном Суде Алексея Хвостенко,
одного из «митьков». С нее мы и начали нашу встречу. Эта песня вызывает
ассоциацию с чем-то несерьезным, с одной стороны: «А нас Сперва посадят
в таз, Потом слегка водою обольют – Вот весь наш Страшный Суд». А с другой
– с чем-то эгоистичным: «Пускай сперва Гоморру подожгут. А нам протянут жгут».
Перед нами мнение какой-то особой социальной группы людей, почему-то
убежденных в том, что судить будут каких-то других людей – не их…

          Можно выделить два основных мнения по вопросу конца света. Первая
интенсивно продавливается в СМИ и пытается убедить нас, что все погибнет
от природных, техногенных и иных катастроф. Представители этого мнения
убеждают нас в том, что надо придумать, как спасаться (например, заказать
подземный бункер).  Вторая уверенно заявляет, что спасутся только истинно
верующие, именно им открыты сроки Посещения (впрочем, результат тот же,
что и в первом случае – необходимость устроить подземный бункер, чем и
занимались «Пензенские затворники») Каждое из этих мнений базируется
на недоверии к Творцу, на страхе внезапной гибели всего живого и
распространяется от лица невежества.



          В ответ этому невежеству можно сказать, что, во-первых, глупо запасаться
бункерами, провизией и лекарствами на случай катастрофы и не думать о главном
– о личной смерти, которая все равно произойдет, ведь человек смертен и чаще
всего – «внезапно смертен». Это все равно, как если бы лечиться, лечиться и еще
раз лечиться, чтобы здоровеньким лечь в гроб и далее быть похороненным. Но
глупо и идти на поводу у смертного животного страха. Или: ввязываться в
различные секты ради своего спасения и не видеть главного – «жизни с избытком»,
которую несет в себе подлинное христианство.  Чем подлиннее личностная встреча
с Богом, чем зрячее вера во Христа и Его Церковь, тем меньше страхов и больше
любви и милости, как больше и желания идти путем Таинства Просвещения.

          Ответы на этом Пути хранятся в «кладовой» Церкви, в Писании и Предании,
в прозрениях святых отцов и церковных учителей. Например, что можно ответить
на образ «вил с чертями», которых так много на картинах о Страшном Суде времен
Эпохи Средневековья и  Возрождения? Вся абсурдность этого образа раскрывается
в прочтении Евангелия от Матфея: черти не могут вести грешников в огонь, так как
они сами пойдут в «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 20:41).

          Интересные мысли на эту тему мы находим у святителя  Луки (Войно-Ясенецкого),
который в условиях атеистической власти вел себя независимо и самоотверженно (годы
его жизни: 1877-1961). Он появлялся на медицинских совещаниях в священническом
облачении, вешал иконы в медицинских учреждениях, совершал молебны вне храмов,
открыто говорил о вере и о внутреннем нашем человеке. Опираясь на слова «Светильник
для тела есть око
(Мф. 6:22)», владыка Лука приводил пример с солнечным лучом,
который пропущен через стеклянную призму. Такой луч представляет собой полосу,
состоящую из различных цветов, в том числе и невидимых, и эта «цветовая гамма»
таинственным образом влияют на нас: «Невидимые лучи, входя через глаза наши,
пронизывают все тело, и оно становится светлым».

          Так и Божественный свет, его принимают те, у кого совесть живая, этим светом
светятся не только души, но и тела святых. А есть люди несчастные, которые лишены
этого света. «И подобно тому, как в солнечных лучах содержатся красные, голубые,
фиолетовые лучи, так разные люди бывают носителями различного света. Красным,
как кровь, светом пронизаны тела убийц, злодеев, проливающих кровь. Голубым и
фиолетовым светом сияют сердца и тела простых добрых людей. Есть сумеречный
свет, которым пронизаны тела и души людей, всецело преданных заботам и страстям
века сего. Нет света истины и любви в их телах. И только изредка, когда Господь
посетит их милостью Своей… в их сердце появляется святое покаяние, тогда
сумеречный свет души их на время вспыхивает ярким светом…» (свт. Лука
(Войно-Ясенецкий). Сила Моя в немощи совершается. (Духовные беседы).
М. : Отдых христианина, 2001. С. 19-20.).

          Предание говорит нам, что человек проходит испытание личным Страшным
Судом как только начинает жить осмысленной жизнью и до смертного своего часа.
Совершается это с первоапостольских времен и до наших дней. Условно говоря,
если человек – хрустальный, то «меч возмездия» не может сделать ему зла, его «лучи»
спокойно проходят сквозь него. Если он чернеет от злости, то «лучи» застревают в нем.
Происходит то, что называется – «жечь людей огнем» (Откр 16:8). От страхов человек
освобождается, если припадает к Богу, спасается Его милостью. Дар свободы от этих
страхов он стремится воплотить в личностное призвание, а жажду спасения, свободы
и творчества утоляет в жизни по вере, в церковной жизни.



          Преодолевая дух невежества, мы призваны задавать себе неудобные вопросы,
типа: что стоит за образом «геены огненной»)?  Как преодолевается смертный страх?
Что такое подлинная вера и как преумножать ее? Если подлинная вера имеет отношение
ко всему подлинному (будь то общение, любовь или дружба), то означает ли это, что
каждый день жизни тоже должен проживаться подлинно, наполненно/, полновесно?  
Это ведь о трагедии легковесности говорит Клайв Льюис в «Расторжении брака», когда
описывает невозможность ходить по траве босыми ногами у того, кто прибыл на
экскурсию в рай? В аду человек пожинает плоды своей легковесного (легкомысленного?)
отношения к жизни. Он живет в доме, придуманном его мысленным воображением, в
окружении малозначимых вещей и скучных соседей. Повсюду он носит с собой «ящерку»
– символ пустоты. Стоит отказаться от нее – и он сможет ходить по сочной траве рая,
радоваться общению с подлинными друзьями. Но вот беда – «ящерка» стала его второй
натурой. Как освободиться от нее? Как признать свою нищету? Церковь знает…

 


Автора поста tamarafavor (Тамару Тябут) - категорически рекомендую к зафренживанию! :)
Tags: апокалиптическое, воскресение и жизнь, иннокентьевское общество, культура, миссия, предварительная миссия, смерть
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments