Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

О смирении

Преображенское содружество малых православных братств

Дуччо ди Буонинсенья. Умовение ног, фрагмент фрески в капелле Скровеньи, 1308-11 гг.

Совершая евхаристию, нам нужно быть готовыми омыть ноги всем

Слово священника Георгия Кочеткова на Вечерне Великого четверга, воспоминание Тайной вечери, 12 апреля 2012 г.


"В истории церковь понесла определенный урон, в ней произошло серьезное расслоение на клир и мирян, причем князья церкви уже и представить себе, наверное, не могут, как это можно взять и омыть ноги — будь то священникам, будь то кому-то еще, уже не говоря про бомжей. Можно только сожалеть об этом, потому что смирения не хватает нам всем, и всё, что способствует явлению Тайны Божьей Любви, должно особо подчеркиваться в церковной жизни, в практике церкви. Наверное, нужно было бы распространить этот чин умовения ног — пусть пока и совершаемый раз в год — на все храмы нашей церкви. Даже символическое его совершение, через окропление людей, уже что-то бы изменило во внутреннем церковном самосознании. А потом, смотришь, можно было бы делать и какие-то дальнейшие шаги.

Вы ведь помните, как в истории расслоилась трапеза Господня и трапеза любви. Когда-то это была одна и та же трапеза, просто это были разные ее моменты. И она называлась и так, и так — и трапезой Господней, и трапезой любви. А потом, как и сейчас, трапезой Господней стали называть только евхаристию, а трапезой любви — агапу. Но агапу — трапезу любви — теперь ставят под подозрение. Совсем иначе на это смотрели новомученики и исповедники российские. Они часто вспоминали про трапезы любви, которые были и трапезами благодарения и причащения, трапезами Господними. Они понимали, что их бедственное положение было связано с тем, что они совершали культ — в том числе и евхаристию как таинство, — но ноги никому не омывали. Богоборческая власть заставила их смириться, и эти когда-то гордые церковные чины стали говорить: так нам и надо, мы ездили, как большие чиновники, на тройке, даже на шестерке (епископ не имел права выехать на тройке, только шесть лошадей, не меньше, должны были быть запряжены в упряжку), мы ничего не делали, у нас были слуги, а теперь мы должны делать всё сами, исполняя самую грязную, самую черную работу. И они считали, что это есть восстановление церкви, что это шаг к церковному очищению.

Так история мстит за совершенные в ней ошибки. И если мы хотим быть настоящими наследниками новомучеников и исповедников, если мы хотим уйти подальше от константиновского периода церковной истории, то нам следует подумать о том, как возродить забытую часть воспоминания последней Вечери нашего Господа, нам нужно вспомнить этот чин умовения ног. Но главное, надо вспомнить об откровении Любви как великой Божьей Тайны и, совершая евхаристию и причащаясь тела и крови Господних, нам нужно быть готовыми омыть ноги всем, потому что только такая любовь спасает. Она одновременно и любовь милосердная, нисходящая, и любовь восходящая — дерзновенная, уникальная, творческая."

Tags: агапа, евхаристия, исповедники, история, новомученики, проповедь, смирение, таинства, церковь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments