Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

«Участвует на нелегальных сборищах, где читается евангелие»

Сегодня мы вновь обращаемся к памяти новомучеников. О том, как нужен всем нам сегодня их опыт, без слов свидетельствует отношение самых разных людей к выставке «Неперемолотые» (см. новости на с. 2).

Вглядываясь в их лица, вчитываясь в сохранившиеся письма, проповеди, воспоминания, мы стараемся понять, что в нашей сегодняшней церковной жизни продолжает почти прерванную живую традицию, а что, может быть, ей противоречит, даже если при этом и прикрывается «благозвучными словесами».

Каждый, кто стремится к возрождению общинно-братской жизни, не может не воспринимать как братскую поддержку слова сщмч. Анатолия Жураковского: «Нужно организовывать внеприходские братства. Внешние формы таких братств не важны. Важно только, чтобы члены каждого из братств находили пути к душе друг друга и воистину были бы едино. Братство должно быть союзом любви, организуемым по образу Святой Троицы и связуемом в таинстве Евхаристии. <...> Кроме литургийных собраний члены братства должны собираться для совместного молитвенного чтения Евангелия и святоотеческих творений, для обсуждения наболевших вопросов церковной жизни, для обсуждения социальных вопросов с точки зрения православия, для того, чтобы делиться друг с другом трудностями личной религиозной и частной жизни каждого из братьев и для совместных трапез по примеру первых христиан. Каждый из членов братства должен полностью входить в жизнь других. Между членами братства должно быть до конца проведено начало взаимопомощи во всех областях, в области имущественной вплоть до общения имуществ. Женщины должны принимать в братстве самое широкое активное участие».

Не можем мы не вспомнить и отношение безбожной советской власти и её тайной полиции к таким союзам верующих. Если во многом подконтрольное «отправление религиозного культа» в какой-то степени могло (по крайней мере, временами) быть «дозволено», то неподконтрольная, не уловимая никакими «уполномоченными по делам религий» свободная общая «домашняя» жизнь братств (всегда поддерживавших храмы, но способных в крайнем случае существовать и без них) выслеживалась и каралась безжалостно. Главный пункт обвинения не одной лишь прмч. Марии Гатчинской гласил: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается евангелие». Вам это ничего не напоминает в нашей сегодняшней жизни? Мне - напоминает. Как часто люди, пришедшие на оглашение, начавшие проходить катехизацию перед крещением или первой исповедью (а иногда - для восполнения этого опыта, так и не полученного большинством сегодняшних членов церкви) вдруг наталкиваются в тех или иных местах «всемирной паутины» на творения профессиональных сектоедов, объединившихся вокруг А.Л. Дворкина, и уходят - чаще всего «в никуда» - испугавшись того, что на огласительных встречах Священное писание читают вместе и разбирают на квартирах! Чьими же наследниками являются те, кто видит в свободном проявлении церковной жизни зловещий признак?

Будем же всматриваться в наше недавнее прошлое, в жизнь самых близких к нам по времени святых. Будем учиться бесстрашию и подлинности, укорененности в жизни церкви, будем стремиться к совершенной любви. К той любви, которая изгоняет страх, какой бы благочестивой формой он ни прикрывался.

Александра Колымагина

***

Мария ГатчинскаяПреподобная Мария Гатчинская, в миру - Лидия Александровна Лелянова, родилась в Петербурге в купеческой семье в 1874 году. В Петербурге прошли детство и молодость Лидии, здесь она закончила женскую гимназию, но сдавать выпускные экзамены ее привезли из дома в инвалидной коляске - Лидия заболела энцефалитом, который очень скоро дал тяжелое осложнение - болезнь Паркинсона. Все тело ее стало неподвижным и болезненным, речь сохранилась, но говорила она с полузакрытым ртом, очень медленно и монотонно. Вопреки страшному прогнозу врачей, которые предсказывали, что болезнь будет провоцировать развитие раздражительности и повышенной возбудимости, ярко выраженного эгоцентризма и приведет к постепенному разрушению личности, Лидия не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она была мирной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние.

В 1909 году болящую перевозят в Гатчину на попечение старшего брата Владимира и сестры Юлии, которые трогательно заботились о ней до самого ее конца. Первое время жизнь Лидии протекала лишь в узком кругу знакомых семьи Леляновых. Но к 1921 году вокруг матушки сложилась духовная семья. В маленькой комнатке прикованной к постели Лидии собирались сестры для молитвы, чтения святых отцов и духовных бесед. В основном это были двадцатилетние девушки из Гатчины: Ольга Эдуардовна Вейерт - уроженка Гатчины и духовная дочь матушки Марии, Вера Ивановна Максимова - учительница, Марфа Клячкина - посудомойка в станционном буфете, медсестра Зинаида Ермилова, Евгения Никифоровна Тимофеева из Мариенбурга (исполняла обязанности распорядительницы) и многие другие сестры, позднее пострадавшие за свою веру. Раньше всех была выслана Вера Ивановна, за нею, тоже в 1932 г., последовала Ольга Эдуардовна...

Молитвенный кружок назывался Иоанновским, по имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, которого очень любил создатель и духовный наставник кружка протоиерей Иоанн Смолин, бывший с 1922 г. священником Покровского Подворья Пятогорского монастыря в Гатчине, очень любимый народом, потому что «он очень хорошо говорил, и на его проповедях нередко плакал он сам и рыдали все молящиеся...»...
Читать далее

Tags: братство, газета "кифа", исповедники, история, катехизация, новомученики, община, репрессии, церковные движения, церковь
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments