С 1970 года ученый занимался правозащитной деятельностью, став в число основателей Комитета прав человека. Присуждение Нобелевской премии мира в 1975 года вызвало очередные нападки со стороны правительства. А потом Сахаров выступил против введения советских войск в Афганистан, за что 21 января 1980 года правозащитник был задержан и без суда выслан вместе с женой в город Горький. Указ Президиума Верховного Совета и Постановление Совета Министров СССР лишили Сахарова всех наград, присужденных ранее. Реабилитироваться он смог только в 1986 году.------------------------
Не так давно на сайте ПСМБ был опубликован рассказ Андрея Еремеева "Под "тенью" КГБ" о том, как работала в служба внешнего наблюдения, которая круглосуточно, неотступно вели наблюдение за А.Д. Сахаровым, сопровождая его во всех пеших прогулках и поездках по городу.
Цитата:
"Сахаров ни с кем не мог общаться. Он не мог никому писать, потому что все письма изымались. Его попытки скрытно через кого-то передать письма были, конечно, безуспешны. Вся входящая корреспонденция также просматривалась. Все жители окрестных домов были неоднократно предупреждены оперативными работниками, КГБ, участковым милиционером, что всякое общение, всякие контакты с Сахаровым запрещены. Он мог говорить о покупках в магазине с продавцами, но все эти разговоры фиксировались. Постоянно были люди, которые контролировали, что происходит. Иногда кто-то подходил к окнам дома, пытаясь поговорить. Иногда такие разговоры дозволялись, поскольку было прослушивание внутри квартиры. Мы поинтересовались, какова была судьба тех людей, которые вступали в общение с Андреем Дмитриевичем. Оказалось, их забирали для беседы, все объясняли, фиксировали их данные.
В квартире у Сахарова телефона не было, он пользовался телефоном-автоматом на улице. Все его звонки тоже контролировались. Он был человеком болезненным, ему неоднократно приходилось вызывать скорую помощь. Таким звонкам не препятствовали. А если он хотел куда-то позвонить, и это не было санкционировано, то в телефонную будку входил человек, который после набора номера нажимал рычаг и сбрасывал звонок. Сахаров набирал его повторно, человек опять сбрасывал. Так могло продолжаться довольно долго, тем самым показывая бессмысленность действия...."
Journal information