Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Семинар "Теология или идеология"

Некий физик до-эйнштейновской эпохи, пользуясь ньютоновской механикой и законом всемирного тяготения, вычисляет траекторию только что открытой малой планеты P. Когда планета не желает двигаться по вычисленному пути, он предполагает существование неизвестной планеты Р', которая возмущает траекторию P. Однако проверить эту гипотезу не удается, поскольку планета Р', судя по расчетам, слишком мала. Тогда астроном требует построить более мощный телескоп. Через три года телескоп готов, но планета по-прежнему не обнаружена. Тогда он предполагает, что планета Р' скрыта облаком космической пыли, для наблюдения которого необходимо построить искусственный спутник Земли…

На этом примере, описанном И. Лакатосом в работе «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (1970), проф. Г.Б. Гутнер, д.филос.н, зав. кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ, показал, что даже в области естествознания, где отработан механизм верификации и фальсификации гипотез при помощи опыта и наблюдений, всегда существует возможность «спасти теорию от удара фактов». Сама готовность признать, что она опровергнута, — не результат логического вывода, а предмет «субъективной решимости». Во многом именно этой свободой ученого объясняется возможность вырождения теоретических построений в идеологические.
...

Существенна специфика опыта, из которого рождается и который стремится описать богословие. Как заметил проф. СФИ, к.филол.н. Д.М. Гзгзян, трудность в том, что этот опыт переживается и внутренне опознается человеком как столкновение с Истиной. При этом регулярными средствами для проверки своих гипотез богослов не располагает. Ситуация усугубляется тем, что где-то на глубине человек испытывает необъяснимую потребность если не в идеологии, то в такой идеальной конструкции, которую можно было бы считать согласующейся с Истиной. Удерживать идеальную конструкцию в статусе гипотезы не всегда удается даже ученому, желающему понять, как устроен космос, или объяснить те или иные социологические процессы. На что же может опираться теолог, чтобы не превратить в идеологию богословское построение?

Отвечая на этот вопрос, Г.Б. Гутнер высказал предположение, что для того, кто всерьез ориентирован на поиск истины, скорее, наоборот, естественно сознание, что никакие его конструкции этой истине не соответствуют.

Продолжил эту мысль проф. СФИ А.М. Копировский, к.п.н., магистр богословия, отметив, что в отличие от теологии идеология характеризуется принципиальной завершенностью, не терпит новизны. Внесение изменений или допущение других вариантов лишает идеологическую систему целостности. Богословие же, помогая запечатлеть какой-то опыт, парадоксальным образом заставляет человека еще больше понимать условность любой идеальной конструкции. Однако это ставит вопрос о статусе подобных построений…

На семинаре развернулась оживленная дискуссия, приводить которую подробно не позволит формат статьи...
...
Однако здесь можно прочитать ещё кое-что интересное по теме семинара. Вопрос истины и наших о ней представлений весьма не прост...

Tags: богословие, вера, идеология, наука, сфи, философия
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments