
Монастырь Бозе часто принимает в своих стенах членов АКЛИ (ACLI – Ассоциация христиан трудящихся Италии), но такого внушительного собрания не было давно – на конференцию приехали более 150 представителей всего национального движения АКЛИ. В приглашении говорилось о том, что дни встречи будут наполнены тишиной, слушанием и молитвой с общиной монастыря. И действительно, прозвучавшие доклады располагали к глубокому размышлению.
Дон Джованни Николини, давний друг АКЛИ, сделал сообщение на тему «Какие союзы приоритетны для хранения памяти о Христе в наше время». Дон Джованни говорил о том, что церковь должна быть не только церковью для бедных, а она сама призвана быть бедной. Это нужно, чтобы церковь могла говорить с неимущими людьми на их уровне, на их языке, разделять их жизнь. Также дон Джованни отметил, что нужно усиливать роль женщин в управлении приходами. Он поделился своим опытом, когда именно женщины были вовлечены в управление, и это очень положительно отразилось на жизни прихода.
Философ Сильвано Петрозино затронул тему сложности восприятия другого человека именно как другого. Люди сейчас живут в обществе потребления и относятся друг ко другу тоже потребительски. Но нужно учиться выстраивать отношения, учиться общаться, думать о ценностях и смыслах. Современное общество пронизано пустотой и если ее не заполнить ценными вещами, эта пустота может наполниться чем-то разрушительным.
Приор монастыря Энцо Бьянки тоже очень обеспокоен состоянием современного общества.
Растет разобщенность, доминирует общество потребления. Энцо поделился, что это очень чувствуется даже в современных семьях: родители мало разговаривают с детьми, между ними ощущается колоссальный разрыв, в домах нет общего пространства общения, вся жизнь происходит второпях, на бегу. Общество должно быть в первую очередь обществом общения, уверен Энцо Бьянки. Христианство и является таким путем от «я» к «мы». Поэтому христиане в современном мире должны свидетельствовать своим образом жизни. Сегодня понятие Бога для людей ничего не значит. Поэтому нужно говорить не о Боге, а говорить именно о Христе. Имя Христа сегодня людям может сказать намного больше.
Проблема общения актуальна не только для светского общество, но и для монашества. По мнению Бьянки, самое сложное для монаха – не исполнение обычных монашеских обетов (послушания, целомудрия, нестяжания), а преодоление индивидуализма, умение жить в общине. Приор отметил, что католическая церковь находится сейчас в кризисе. Все меньше людей посещают мессы. Статистика неутешительная – на богослужения ходят лишь 16-17% католиков. Резко уменьшилось количество людей, желающих стать священниками. Средний возраст монахинь – 70 лет, молодые женщины не хотят идти в монастыри. Если эта тенденция сохранится, то через десять лет в Италии женского монашества практически не будет, поделился своими опасениями Энцо Бьянки.
Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского центра «Преображение», в своем выступлении рассказал об опыте Преображенского братства, о том, что братство делает для возрождения человека и общества. Некоторые из присутствующих не знали о том, что пережила Россия в XX веке, о тех масштабах разрушения и антропологической катастрофы, которые постигли страну. Поэтому рассказ о начинаниях братства – о восстановлении памяти новомучеников и исповедников, молитве 30 октября, Акции национального покаяния – нашел у слушателей живой отклик. Джованни Бьянки, президент национального АКЛИ с 1987 по 1994 гг., сказал, что для успеха Акции национального покаяния нужно участие в ней очень глубоко мыслящих людей.
После конференции аклийцы пригласили членов Преображенского братства Алексея Наумова и Елену Майзиль в город Арозио провинции Комо. Здесь прошла встреча, посвященная книге «Современные пути святости. Наши учителя». По традиции итальянцы рассказали об одном из своих учителей, а члены Преображенского братства – о своем. В это раз Алексей Наумов говорил об архимандрите Таврионе (Батозском) и его пути, а Джованни Бьянки рассказал о Джузеппе Досетти, важном деятеле итальянской культуры и церкви, сегодня, к сожалению, почти забытом.источник
Journal information