Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Category:

«Лица женского пола» допущены к исполнению обязанностей псаломщика. – Указ Св. Синода.

Оригинал взят у sokurs в post



Женщина в преддверии алтаря.

«Лица женского пола» допущены к исполнению обязанностей псаломщика. – Указ Св. Синода. – Мнения канонистов и представителей духовенства.

 Московским епархиальным начальством получена копия указа Св. Синода о допущении женщин, в виду исключительных условий переживаемаго времени, к исполнению обязанностей псаломщиков.

УКАЗ СВ. СИНОДА.

В этом указе об условиях исполнения псаломщических обязанностей женщинами и другими лицами говорится так:
Св. Синод, выслушав ходатайство об этом одного из епархиальных преосвященных, «принимая во внимание исключительность обстоятельств, вызывающих затруднения при замещении псаломщических мест правоспособными кандидатами, постановил предоставить преосвященному, возбудившему вышеозначенный вопрос, допускать к временному исполнению псаломщических обязанностей учителей церковно-приходских школ и тех из учеников старшего возраста, которые будут признаны способными под руководством учащих и членов причтов исполнять означенные обязанности, а равно лиц, бывших в рядах армии и освобожденных по состоянию здоровья от прохождения военной службы, и только при отсутствии всех указанных лиц допускать и лиц женского пола, которые по образованию и по проходимой ими службе могли бы быть признаны способными к отправлению обязанностей псаломщиков, притом лишь при богослужениях и в церкви, с установленными для лиц женского пола каноническими ограничениями, а равно допускать их и к делопроизводству, но без права подписания и скрепы должностных документов.»
    В виду того, что допущение женщин к исполнению псаломщических должностей представляется нововведением в практике современного церковного обихода, мы беседовали по поводу этого синодского указа с представителями духовных кругов, которые высказались так:

ПРОТОИЕРЕЙ Ф. ФИЛОНЕНКО.
(Член Гос. Думы.)

— Я считаю такое нововведение в церковном обиходе в высшей степени симпатичным.
Не только временно, в связи, с переживаемыми событиями, но вообще надо привлекать к атому церковнослужительскому делу женщин, которые подняли бы престиж института псаломщиков, к сожалению, иногда вызывающего справедливые нарекания.
Дело в том, "что нередко в псаломщики идут неудачники по образованию, оставившие раньте времени духовные училища и семинарии, иногда даже за порочное поведение.
Замена такого элемента женщинами, принимая во внимание, что в церковь пойдут, без сомнения, достойные женщины, весьма и весьма желательна.
Я думаю, что следовало бы также пересмотреть поднимавшийся несколько лет тому назад в Св. Синоде вопрос о введении древнего института диаконисс.
Вообще же за привлечение женщин к участию в Церковных делах высказалось недавно большинство членов Государственной Думы, рассматривавших в комиссии вопрос о реформе прихода.
Между прочим, эта комиссия приняла пункт, по которому все женщины от 25 лет допускаются к участию в приходской жизни.

ПРОФЕССОР И.М.ГРОМОГЛАСОВ.

— Не далее, как нынешним летом, я провел некоторое время недалеко от Оптиной пустыни, в Шамардинской женской обители, калужской епархии, где монахини, исполняя псаломщические обязанности, поют на клиросе и совершают положенные чтения среди церкви.
Современная практика женских монастырей допускает исполнение женщинами псаломщических обязанностей, кроме богослужебных функций, связанных с священнодействием в алтаре.
Некоторые, так называемые манатейные монахини (посвященные в мантии), достигнувшие уже определенного преклонного возраста, допускаются для исполнения этих обязанностей даже в алтарь.
Поэтому я не вижу чего-либо существенно нового в допущении женщин к исполнению псаломщических должностей и в приходских церквах.
Противники такого допущения обыкновенно ссылаются на то, что псаломщик является соучастником высших членов клира по совершению ими таинств. Однако, памятники христианской древности и канонического права говорят, что женщины допускались к занятию даже высших клирошанских должностей, как диакониссы, несшие по отношению к женской половине молящихся функции диаконов.
Они участвовали в исполнении известной обрядности при совершении таинства крещения женщин.
Я думаю, что вполне допустимо исполнение ими известной обрядности, исполняемой обычно псаломщиком, при совершении тесно связанного с крещением таинства миропомазания.
Могли бы они делать и то, что совершает псаломщик во время причащения, т.-е. петь на клиросе: «Тело Христово приимите» или отирать особым платом причастников Св.
Тайн.
Противники допущения женщин к несению клирошанских должностей обычно ссылаются также на известный текст апостола Павла: «Жена в церкви да молчит.»
Однако этот текст трактуется позднейшей практикой, как воспрещение церковного официального учительства.
Решение Св. Синода можно только приветствовать.

Н. И. БОГОЛЮБСКИЙ.

— В виду действительно ощущаемой в некоторых местностях в настоящее время нужды в области замещения псаломщических должностей, можно только с высокоположительной стороны оценить последнее распоряжение Св. Синода, расширяющее выбор достойных кандидатов.
В частности, о женщинах я могу сказать, что в настоящее время в среде женщин есть вполне подготовленные к несению псаломщических обязанностей.
К ним надо отнести всех прошедшим курс епархиальных училищ и, разумеется, лучших церковноприходских школ.

"Раннее Утро" 3 сентября (21 августа) 1916 г.

Взято со Старости.ру
Tags: богослужение, диакониссы, история церкви, мужи и жены, служение, церковь
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments