Дорогие братья и сёстры!
Сегодня праздник отцов шести вселенских соборов. Как мы с вами знаем, эпоха вселенских соборов – эпоха очень сложная. Не так давно, перед решением вопросов, связанных с созывом на Крите собора, который имел намерение стать всеправославным, мы с вами имели возможность говорить о сущности вселенских соборов в прошлом и настоящем. Мы говорили о том, что, с одной стороны, вселенские соборы и святые отцы сыграли в истории церкви огромную роль и им нужно всегда отдавать должное, их нужно почитать, несмотря на некоторые человеческие слабости и, может быть, даже недостатки и грехи. А их было немало в истории вселенских соборов, что и понятно, потому что вселенские соборы могли собираться только в константиновский период церковной истории, поскольку собирал их сам император. А где государство является главным инициатором церковных дел, там всегда есть свои маленькие недостатки. Так оно всегда и было. А с другой стороны, мы говорили о том, что константиновский период церковной истории всё-таки уже закончился.
В прошлый раз я говорил об этом, ещё не зная, как решится вопрос об участии в соборе на Крите нашей Русской православной церковью и некоторыми другими церквами. Тогда мне пришлось говорить о том, что эпоха вселенских соборов уже закончилась, поскольку закончился тот самый константиновский период церковной истории, неотъемлемым элементом которого были и вселенские соборы. Эти соборы были некоторой возможностью, предоставленной церкви на протяжении многих веков для собирания и формулирования тех истин, которые касались прежде всего нашей веры. И верно, все вселенские соборы занимались не столько вопросами организации церковной жизни, сколько вопросами веры. Они собирались прежде всего в связи с вызовами тех или иных опасных учений, которые были на грани с еретическими или даже за этой гранью. И мы это, конечно, знаем, помним. Мы помним, как святым отцам удалось включить сокровищницу эллинистической, онтологической и вообще философской мысли в христианский контекст, как тем самым им удалось сформулировать многие догматы. Получилось несколько сложновато, иногда трудновато, но тем не менее это было очень полезно для церкви, потому что эти догматы держат всех в определённых границах, перейдя которые мы действительно рискуем стать неправославными, подорвать дело нашего спасения и начала новой во Христе жизни.
Читать далее
Journal information