"Богослужебный текст гласит: «Там, где Бог хочет, побеждается естества чин». Это значит: Бог господствует и над порядком природы. Сара родила Исаака, Анна родила Самуила. Вот примеры непринужденного Божьего вмешательства в рождение ребенка – дара Божия. Снова перед нами подобный пример.
Иоанн, сын священника Захарии и его престарелой жены Елизаветы, которую называли бесплодной, родился за шесть месяцев до Иисуса. Достигнув совершеннолетия, Иоанн удалился в пустыню, чтобы лучше слышать таинственный голос Бога. Он носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс. В память об этом такой пояс носят монахи и сегодня.
К нему было такое же слово, как и к Исаие: «На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». Бог открывает Иоанну (как Он за семьсот лет до этого открыл Исаие), что знамение, которое позволит ему узнать Сына Божия, знамение, которое явит Его, Его помазание и избранничество – будет видение Духа, сходящего и пребывающего на Нем. Помазание станет видимым, но это не будет помазание маслом-елеем. Уже елей, возлитый на голову Давида, был лишь видимым знаком невидимого схождения Святого Духа. Но теперь Иоанн увидит самого невидимого Духа, который сойдет на Того, Кого Сам Бог таким образом явит как Своего Избранника, Того, Кого Он избрал, чтобы вечно царствовать на престоле Давида.
Ведомый Духом Божьим, Иоанн уходит на берега Иордана. Он – последний из ветхозаветных пророков. Он возвещает приближение Царства Божия, то есть Царства, Царем которого будет Христос – Помазанник, Избранник Божий. Он проповедует покаяние, ибо лишь покаявшиеся, обратившиеся от зла к Богу смогут войти в это Царство. Он неустанно повторяет: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Всех обратившихся к Господу готовил Иоанн ко входу в Царство Божье, смывая их грехи, символическим погружением в реку, совершая их крещение во Иордане. Кстати, слово «крестить» на древнегреческом языке означало «погружать» в воду. Крестить вражеский корабль означало потопить его.
И вот к Иоанну приходит Иисус из Назарета. Евангелист Матфей повествует, что Иоанн не считал себя достойным крестить Его. Иоанн знал Иисуса. Правда, он сказал «Я не знал Его», но это означало, что он не знал просто, что Иисус и был избранником Божиим. Однако Иисус настоял на том, чтобы Иоанн крестил Его, «чтобы исполнить всякую правду»; когда Иоанн крестил Его, он «увидел Духа в виде голубя, сходящего с неба и пребывающего на Нем». (См. Рис. 4. Икона Крещение Господне)
Это ожидаемое знамение. Ведь Иисус и есть помазанный Духом Божиим. Иисус и есть Христос. И вот послышался голос с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Иоанн понял, Иоанн узнал и признал Мессию Христа, и он свидетельствовал, что обещание исполнилось, что пришествие Мессии осуществилось. Он сказал народу: «Я видел и я свидетельствую, что Он Избранник Божий».
Иоанн вспомнил слова пророка Исаии: «...Он был мучим за беззакония наши, на Нем было наказание мира нашего, и ранами Его мы исцелились... Как Агнец Он был веден на заклание... за наши грехи Он претерпел казнь» (Ис 53, 5-8). Вот почему, отождествляя Иисуса с этим страдающим рабом, отроком, Иоанн добавляет: «Вот Агнец Божий, который берет грехи мира». Этим он уже и предвозвещает служение Мессии – как страдающего раба и закланного за грехи мира Агнца. Закланного – значит: убитого, зарезанного, принесенного в жертву божеству.
И вот начиная с этого момента, к Иисусу присоединятся галилеяне – Андрей, Иоанн, Симон-Петр, Иаков, затем Филипп и его брат Нафанаил. После крещения Иисуса Андрей воскликнул: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос»! По этой же причине и Филипп говорит своему брату Нафанаилу: «Мы нашли Того, о котором писал Моисей в законе и пророки – Иисуса из Назарета» (Ин 1, 41-45). А через несколько лет, возвещая Благую весть римскому сотнику Корнилию, о котором говорится в книге Деяний Апостолов (10, 37), Петр вспомнит это решающее событие, которое было началом большой эпопеи, приведшей и его самого к мученичеству в римском Колизее, – и скажет Корнилию и окружающим: «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета».
Вот почему все евангелисты – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – повествуют нам о крещении Иисуса и приводят свидетельство Иоанна Крестителя (Мф 2, 16-17; Мк 1, 9-11; Лк 3, 21-22; Ин 1, 32-34), в то время как лишь Матфей и Лука рассказывают о рождестве Иисуса. Именно в своем крещении Иисус из Назарета явил себя миру как Христос Сын Божий. Именно Его крещение есть Его явление миру, Богоявление. После него Его первые апостолы уверовали в Него, иными словами, – узнали в Нем чаемого Христа."
Journal information