Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Иоанн Креститель

"Богослужебный текст гласит: «Там, где Бог хочет, по­беждается естества чин». Это значит: Бог господствует и над порядком природы. Сара родила Исаака, Анна родила Саму­ила. Вот примеры непринужденного Божьего вмешательства в рождение ребенка – дара Божия. Снова перед нами подоб­ный пример.

Иоанн, сын священника Захарии и его престарелой жены Елизаветы, которую называли бесплодной, родился за шесть месяцев до Иисуса. Достигнув совершеннолетия, Иоанн уда­лился в пустыню, чтобы лучше слышать таинственный голос Бога. Он носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс. В память об этом такой пояс носят монахи и сегодня.

К нему было такое же слово, как и к Исаие: «На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». Бог открывает Иоанну (как Он за семьсот лет до этого открыл Исаие), что знамение, ко­торое позволит ему узнать Сына Божия, знамение, которое явит Его, Его помазание и избранничество – будет видение Духа, сходящего и пребывающего на Нем. Помазание станет видимым, но это не будет помазание маслом-елеем. Уже елей, возлитый на голову Давида, был лишь видимым зна­ком невидимого схождения Святого Духа. Но теперь Иоанн увидит самого невидимого Духа, который сойдет на Того, Кого Сам Бог таким образом явит как Своего Избранника, Того, Кого Он избрал, чтобы вечно царствовать на престоле Давида.

Ведомый Духом Божьим, Иоанн уходит на берега Иорда­на. Он – последний из ветхозаветных пророков. Он возве­щает приближение Царства Божия, то есть Царства, Царем которого будет Христос – Помазанник, Избранник Божий. Он проповедует покаяние, ибо лишь покаявшиеся, обратив­шиеся от зла к Богу смогут войти в это Царство. Он неустан­но повторяет: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Всех обратившихся к Господу готовил Иоанн ко вхо­ду в Царство Божье, смывая их грехи, символическим по­гружением в реку, совершая их крещение во Иордане. Кста­ти, слово «крестить» на древнегреческом языке означало «погружать» в воду. Крестить вражеский корабль означало потопить его.

И вот к Иоанну приходит Иисус из Назарета. Евангелист Матфей повествует, что Иоанн не считал себя достойным крестить Его. Иоанн знал Иисуса. Правда, он сказал «Я не знал Его», но это означало, что он не знал просто, что Иисус и был избранником Божиим. Однако Иисус настоял на том, чтобы Иоанн крестил Его, «чтобы исполнить всякую прав­ду»; когда Иоанн крестил Его, он «увидел Духа в виде голубя, сходящего с неба и пребывающего на Нем». (См. Рис. 4. Икона Крещение Господне)



Рис. 4. Икона Крещение Господне

Это ожидаемое знамение. Ведь Иисус и есть помазанный Духом Божиим. Иисус и есть Христос. И вот послышался голос с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Иоанн понял, Иоанн узнал и признал Мессию Христа, и он свидетельствовал, что обещание исполнилось, что пришествие Мессии осуществилось. Он сказал народу: «Я видел и я свидетельствую, что Он Избранник Божий».

Иоанн вспомнил слова пророка Исаии: «...Он был мучим за беззакония наши, на Нем было наказание мира нашего, и ранами Его мы исцелились... Как Агнец Он был веден на за­клание... за наши грехи Он претерпел казнь» (Ис 53, 5-8). Вот почему, отождествляя Иисуса с этим страдающим ра­бом, отроком, Иоанн добавляет: «Вот Агнец Божий, кото­рый берет грехи мира». Этим он уже и предвозвещает служе­ние Мессии – как страдающего раба и закланного за грехи мира Агнца. Закланного – значит: убитого, зарезанного, принесенного в жертву божеству.

И вот начиная с этого момента, к Иисусу присоединятся галилеяне – Андрей, Иоанн, Симон-Петр, Иаков, затем Филипп и его брат Нафанаил. После крещения Иисуса Ан­дрей воскликнул: «Мы нашли Мессию, что значит: Хри­стос»! По этой же причине и Филипп говорит своему брату Нафанаилу: «Мы нашли Того, о котором писал Моисей в за­коне и пророки – Иисуса из Назарета» (Ин 1, 41-45). А че­рез несколько лет, возвещая Благую весть римскому сотни­ку Корнилию, о котором говорится в книге Деяний Апосто­лов (10, 37), Петр вспомнит это решающее событие, кото­рое было началом большой эпопеи, приведшей и его само­го к мученичеству в римском Колизее, – и скажет Кор­нилию и окружающим: «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповедан­ного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою пома­зал Иисуса из Назарета».

Вот почему все евангелисты – Матфей, Марк, Лука и Ио­анн – повествуют нам о крещении Иисуса и приводят сви­детельство Иоанна Крестителя (Мф 2, 16-17; Мк 1, 9-11; Лк 3, 21-22; Ин 1, 32-34), в то время как лишь Матфей и Лука рассказывают о рождестве Иисуса. Именно в своем крещении Иисус из Назарета явил себя миру как Христос Сын Божий. Именно Его крещение есть Его явление миру, Богоявление. После него Его первые апостолы уверовали в Него, иными словами, – узнали в Нем чаемого Христа."

Семейный катехизис "Жив Бог"
Tags: иоанн креститель, катехизация, катехизис, нмц мик
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments