«ЯВЛЯЮСЬ ЧЛЕНОМ ОРГАНИЗАЦИИ БРАТСТВА И СЕСТРИЧЕСТВА, СУЩЕСТВОВАВШЕГО НЕЛЕГАЛЬНО С 1920 ДО 1927 ГОДА»
Братства и сестричества на Урале в период антицерковных кампаний 1920-х — 1930-х гг.
Первые упоминания о братствах на Урале относятся к 1886 году. Верующие Екатеринбурга по благословению епископа Екатеринбургского и Ирбитского Нафанаила решили организовать Братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца («Екатеринбургские епархиальные ведомости». 1886. № 48). Одной из задач Братства была забота о духовном просвещении Сибирского края, создание церковноприходских школ.
Изменения в жизни России после 1917 г. не могли не вызвать христианской реакции. Убийства епископов и священников во время Красного террора, оголтелая антицерковная пропаганда, разгром уральских монастырей, ссылки и тюремные заключения духовенства, массовое закрытие храмов, запреты на публичные похоронные процессии, крестные ходы, благотворительную и миссионерскую деятельность, паломничества и совместное изучение Библии вынудили верующих к поискам новых путей в сохранении веры и церковной жизни.
Православный епископат и духовенство приняли на себя главный удар, обрушившийся на церковь. Но все же церковь состоит не только из клириков. Основная ее часть — это миряне, и, к сожалению, в середине 1930-х гг. в большинстве своем женщины. Их роль в сохранении церкви и веры изучена гораздо меньше, а это интереснейший пласт церковной истории ХХ века.
Эта часть Предания нашей церкви малоизвестна, но она чрезвычайно интересна и вдохновенна. Изучение этого опыта поможет увидеть тот Свет, который воссиял в самое, казалось бы, мрачное для нашей церкви и страны время.
Общецерковный сдвиг в признании жизненной необходимости такой уже известной и широко распространенной, но часто осуществлявшейся достаточно формально формы церковной самоорганизации, как братства, произошел еще на Поместном соборе 1917—1918 гг. По результатам серьезного обсуждения вопроса о возможности приходских, монашеских братств и сестричеств был принят ряд постановлений, расширяющих возможности этой формы церковной жизни. Кроме того, Поместный собор 1917—1918 гг. начал разработку устава Всероссийского союза приходов.
К созданию братств в каждой епархии призвал и патриарх Тихон уже 19 января 1918 года в своем первом послании, где он вдохновлял всех верующих образовывать духовные союзы, «которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления»1. Во время гонений открытые Собором возможности церковного служения братств и сестричеств сыграли важную роль в сохранении церкви.
Известно, что в 1920 году в Петроградской епархии было уже более 20 православных братств, большая часть которых объединилась в Союз или Содружество православных братств. А сколько их было на Урале? Это открытый вопрос для исследователей.
Изучение в уральских архивах дел репрессированных христиан приоткрывает страницы истории православных братств и сестричеств в первой трети ХХ века на Урале.
Читать далее
Journal information