Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Category:

Мифы о «советском человеке» и «светлом будущем» – что с ними делать?

О том, как мифы живут в нашем сознании и определяют нашу жизнь говорили на встрече екатеринбуржского клуба «Среда общения»

Этот неожиданный ракурс приобрел вопрос о современных мифах в жизни людей, обсуждаемый на прошедшей неделе в екатеринбуржском культурно-просветительском клубе «Среда общения» на встрече под названием «Расщепление мифа как источник энергии». Встречу подготовили братья и сестры Свято-Екатерининского православного братства.

Тема мифа собрала тех, кто ею отдельно интересуется – среди гостей были психоаналитик, историк, журналист, богословы – и тех, кто был заинтригован подобной тематикой: что сегодня можно сказать о мифах, ведь это что-то про Древнюю Грецию?

[Spoiler (click to open)]

Но оказалось, миф – это не сказка, не выдумка, это реальность, которую формирует человек или группа людей, и которая впоследствии влияет на этого человека или людей. Как произошло с мифом о «новом советском человеке» и «новом светлом будущем» нашей страны, где «мы наш, мы новый мир построим».

Впрочем, обо всем по порядку.

Наше слабое место – мифы, которые живут в нашем сознании

В своем вступительном слове ведущий встречи Дмитрий Каштанов сказал о том, что практически все вокруг нас мифологизировано. По мнению Карла Густава Юнга, философа и психиатра, мифы уходят корнями в коллективное бессознательное. Прозвучала мысль о том, что миф появляется потому, что он нужен человеку: они конструируют мировоззрение и поселяются в обыденном сознании.

Мы стали искать мифы в своей жизни: научные (скажем, об озоновых дырах, парниковых эффектах, о неделимости молекул и т.д.), национальные («загадочная русская душа»; «американская мечта» и т.д.), политические (особо остро, например, обсуждался вопрос о Бородинской битве, воспетой М.Ю. Лермонтовым в своей поэме – победа русского народа в ней – миф или реальность? Если реальность, тогда почему французы считают эту битву своей победой?), повседневные (здоровый образ жизни, сбалансированное питание, мода и т.д.). Мы увидели, что в повседневной жизни каждого человека есть такой глубинный слой, который виден не сразу, который человек сам генерирует для того, чтобы объяснить себе окружающий мир. Схожим образом, как, например, древние люди объясняли себе грозу, дождь, наводнения и т.д., мы объясняем себе многие вещи, связанные со здоровьем, окружающей средой, политической ситуацией, отношениями в семье.

Человек формирует миф, а миф далее определяет человека, формирует в нем особое мифологическое сознание. А через это сознание, используя психические и психологические механизмы, человеком можно манипулировать – с помощью политики, рекламы, общественных движений, кино, книг и т.д.. По сути дела, мифы, которыми человек живет, и определяют его поступки: выбор места жительства («только не в городе, где все загазовано», или, наоборот, «только в городе, где есть цивилизация»), выбор работы (например, люди верят в соцпакеты на государственных предприятиях, в Сбербанке, РЖД – потому что это «надежно» и т.д.), выбор отдыха, круга общения, образования и т.д., и т.д. Часто собственно наши убеждения и являются мифами.

Одна из гостей встречи, педагог, предположила, что раз наша жизнь переполнена мифами, значит «все плохо». Но плох не сам миф, а то, что созданная им мифологическая реальность определяет нас, что через нее нами могут манипулировать, что мы можем «застыть» в мифе и не развиваться дальше. Чтобы избежать этого, мы должны уметь различать мифическое и реальное в нашей жизни. Для этого надо увидеть мифы лицом к лицу. А это состояние трезвенности в нашей жизни, которого так часто не хватает.

«Свято место пусто не бывает»

Эта тема очень тронула одну из гостей встречи – психоаналитика Наталью. Она говорила о том, что в своей работе постоянно сталкивается с мифами. Психоаналитик в состоянии помочь человеку расстаться с мифом, победить его. Но… после «проведенной работы» человек возвращается в семью, на работу – в привычную среду. Миф рассеивается, а среда остается той же, и человек остается тем же, потому что оказанная помощь затронула только поверхностный уровень сознания. И тут часто возникает ситуация, описанная в притче о злых духах в Библии, когда «приходят семь злейших духов, и бывает для человека последнее хуже первого» (Мф 12: 43-45). «Это тупик», – сделала вывод Наталья.

Благодаря этой реплике вспомнили роман Достоевского «Двойник», где точно описано состояние человека, который выходит из мифа и должен сделать новый шаг в своей освобожденной жизни. Герой Достоевского его не делает, поэтому в его жизни побеждает миф, двойник, а человек оказывается в сумасшедшем доме.

Советский миф о новом человеке

Вспомнили мы и о нашем государственном мифе, созданном в 1917-1930-х годах XX столетия – «новый советский человек» – романтический герой нового времени, наступающей счастливой свободной эпохи, «светлого будущего».

Одной из многочисленных иллюстраций этого мифа является барельеф 1936-го года на Свердловской филармонии, на котором Ленин и его спутница Крупская изображены совершенно нагие, в образе нового Адама и Евы. И этот образ-миф о «светлом будущем», о новой жизни, новом рае крепко вошел в сознание миллионов людей. Постсоветский человек, духом которого в большом количестве заражены современные люди нашей страны, есть продукт мифологизации жизни.


Это наш русский «двойник», наследник разрушенного народа. Вот его черты, по мнению «Левада-центр»: принудительная самоизоляция (человек не верит в возможность что-то созидать вместе с другими, ожидая от этих «других» подлости и обмана), государственный патернализм (вера в силу государства, в то, что государство позаботится обо мне, и должно это делать), эгалитаристская иерархия (мера допущенности к властным привилегиям), имперский синдром («Москва – Третий Рим», уверенность, что русские везде должны быть победителями: в войне, футболе и т.д.). Это сознание породило: нетрезвость, потерю памяти (разорванность исторических связей с опытом дореволюционной России), насилие как способ решения проблем (длительный террор), раздвоенность, неэффективность, бесплодность, бедность.

[Spoiler (click to open)]

«Советский человек» прост. Он имеет немного стратегий в жизни, и все они, в принципе, понятны, просматриваемы и легко контролируемы государством. Его запросы и нравственность минимальны. Он живет пассивной мечтательностью и простой верой, что все когда-нибудь изменится к лучшему, и поэтому его очень трудно подвигнуть на какое-то дело. Он неизменен и прост. «Советский человек» живет в режиме двоемыслия (мозаичность сознания, партикуляризм, способность соединять кажущиеся несовместимыми нормы и представления), что порождает человека достаточно эластичного, чтобы выносить внешние давление и контроль («русское терпение»), и вместе с тем неспособного к коллективной солидарности или систематической рационализации собственного действия, готового приспособиться к любым переменам ценой снижения запросов и качества жизни (выбор понижающих стратегий жизни).

Говорили о том, что этот миф может нас определять, забирать силы и энергию жить. Проще говоря, не дает нам стать счастливыми.

Как победить миф?

«Но есть хорошие новости, – успокоил собравшихся ведущий, – с мифом можно бороться и победить, миф можно расщепить, что высвободит большое количество энергии жизни».

Как же победить миф? Одним из первых это сделал французский мыслитель Ролан Барт. Он говорил о том, что миф не терпит пристального взгляда, иронии, смеха.

Философ, доктор философских наук, профессор Мераб Мамардашвили предлагал последовать совету древних мудрецов – познать самого себя. «Познать самого себя, – писал он, – означает задать себя целиком во всем том, что ты есть, но чего ты не видишь... Держите в голове полноту бытия!»

Это, скорее, психология, а что дальше?

Вернемся к мнению психоаналитика о «тупике». Тупиком миф становится тогда, когда освободившееся от него место не наполняется смыслом, верой, Жизнью с большой буквы, когда человек не «родится свыше», личностно. Это может показаться красивыми словами. Ими же пользовались и вдохновители революции (например, Ленин говорил: «Мы заставим людей быть счастливыми») и теоретики коммунизма (Карл Маркс, например, писал: «Наше счастье будет принадлежать миллионам»), что оказалось опасной утопией, приведшей страну к тяжелейшей антропологической катастрофе.

Но это не просто слова. Только «рожденная свыше», «собранная», цельная личность способна противостоять воздействию мифов. Если «человек толпы» растворен в коллективном бессознательном (Юнг) и полностью от него зависит, то «собранный» человек является полной противоположностью ему. Он отвечает за свои поступки, он мыслит сам, а не усваивает мысли других. И у него есть индивидуальная воля, в то время как «человек толпы» подчинен воле коллективной. Мамардашвили считал, что личность проявляется в поступках. Поступить не так, как диктуют внешние обстоятельства, а поступить личностно может только «собранный» человек. Мы видим это на примере новомучеников и исповедников Российских, которых щедро подарил нам XX век – век «начинающегося светлого будущего».

Мы как люди верующие, уверены, что многое, конечно, зависит от человека, но самому ему не «собраться», в этом поможет только Бог. Недаром, Иисус Христос описан в евангелиях не просто как врач, избавляющий людей от различных заболеваний, но и как Исцеляющий всего человека, не только его тело, но и душу.

Расходясь, все решили, что тема требует продолжения, дальнейшего совместного размышления. «Чтобы посмотреть в глаза мифу, нужно зеркало, помните, как сделал это Персей в мифе о Горгоне Медузе? – закончил встречу ее ведущий. – В этом смысле каждый из нас может стать зеркалом для другого».

Елена Каштанова

Сайт Преображенского братства

                                         
Tags: антропология, встречи, екатеринбург, идеология, общество, преображенское братство, ссср
Subscribe

promo adam_a_nt август 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments