Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Category:

Пища немецких колонистов

Оригинал взят у alt_sarepta в Пища немецких колонистов

Пища – один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её зависит от многих факторов, и, прежде всего, от географической среды, в которой живёт народ, от его хозяйственных занятий, социально-экономических условий жизни; сказываются на ней и контакты с соседними народами.

Традиционная народная кухня, на наш взгляд, - это наиболее употребляемые и широко распространённые среди народа блюда, приготовленные из тех пищевых продуктов, которые дают флора и фауна, основные хозяйственные занятия.

Традиционная национальная кухня складывается на протяжении нескольких столетий. Из поколения в поколение передаются навыки приготовления пищи, особенности обработки продуктов, их консервации. В ходе многовековой истории каждый народ сохраняет и накапливает секреты приготовления полюбившихся блюд. Контактируя с соседними народами, он обогащает свою кухню новыми кушаньями, внося в их приготовление какие-то свои, привычные детали.

В рационе питания немецких колонистов главную роль играли различные молочные продукты и изделия из теста.

Мясные блюда (в частности, традиционные немецкие колбасы и копченые окорока) были исключительно «праздничными». Скот забивали редко, а заготовленные впрок мясные продукты хранили всю зиму и доставали в особо торжественных случаях.
 

[Spoiler (click to open)]

Режим питания поволжских немцев отличался от традиционного питания русских крестьян. В отличие от последних, готовивших горячие блюда один раз в день (раз в день протапливалась и русская печь), хозяйки-немки топили печь и готовили горячую еду три раза в день.

Завтрак, за которым собиралась вся семья, начинался в 6-7 часов утра. За стол садились по старшинству - во главе старики, затем старший сын, средний и т.д. Дети сидели либо в конце стола, либо им накрывали отдельный стол.

Перед едой стоя произносили молитву. Каждый член семьи получал свою ложку, кусок хлеба (его разрезал глава семьи) и по очереди - по старшинству - опускал ложку в общую миску. Завтрак всегда был горячим.

Время обеда (полдень) и ужина (на закате солнца) отмечалось ударами колокола.

Суббота для женщин была самым тяжелым днем: в этот день выпекался хлеб на всю неделю. С вечера в пятницу готовили тесто. Хлеб выпекали пеклеванный из муки-сеянки. Из пшеничной муки замешивали сдобное тесто для калачей и пирогов. Их пекли в воскресенье с различного рода начинками и посыпкой и подавали к чаю и кофе.

В обычные дни готовили различные супы на мясном бульоне, из обрата (отход от сепарирования молока), на основе компота из сухофруктов. Но при всем разнообразии рецептов почти всегда в супы добавляли небольшие кусочки теста.

Излюбленным блюдом была куриная лапша. «На второе» немцы предпочитали жаркое и капусту с картошкой. Вообще из картофеля приготавливали множество блюд: жарили его в кипящем жиру («соломкой»), отваривали и поливали тунзелем - подливой из сметаны, лука и муки, делали картофельные клецки, запекали целиком в печи.

Из напитков наиболее распространенным был «кофе». Его приготавливали из молотых и обжаренных зерен ячменя. Пили ячменный кофе по утрам, смешивая с кипяченым молоком или обратом. Сисольц - отвар из сладкого солодкового корня - заменял чай. Делали также отвары из шиповника, душицы и мяты. Отвар из чабреца и солодкового корня называли степным чаем.

Молоко пили за ужином. Остатки молока сквашивали, но кислое, или так называемое «откидное», молоко немцы делать не умели и покупали его у русских крестьян, называя его «русское молоко».

На зиму колонисты в большом количестве заготавливали дыни, тыквы, арбузы, сушили яблоки, груши, ягоды, солили капусту, мочили яблоки.

 

У русских крестьян колонисты научились готовить арбузный мед. Варили его в больших медных тазах в летних кухнях или прямо во дворе. Для этого из саманного кирпича или «дикого» камня складывали небольшие печки. Сначала арбузы разрезали на две части и терли о тёрку, представлявшую собой доску с неподвижно закрепленной головкой посередине. Головку делали из дубового бревна диаметром 12-15 см, высотой 25 см. Сверху головка была полукруглой, а от центра вниз зарезали поперечные рубцы. Вокруг головки на доске прорезали борозды для стока арбузного сока. Терку ставили на бочку, арбузная мякоть падала на дно. Затем ее проваливали в чане в течение 10-15 минут и перекладывали в пресс. Полученный сок сливали в медные тазы, вмазанные в печку. Во время варки тщательно снимали накипь и пену. Готовность меда определяли, капая на ноготь: капля не должна была растекаться.

Вебер Я.Я. Варка арбузного меда. 1937.

Готовый мед разливали в большие глиняные горшки и хранили в погребах или чуланах. Таких горшков было несколько: в одном хранили чистый мед, в другой опускали комочки сбитого коровьего масла (в меде оно хранилось всю зиму), в третьем заливали медом ягоды терна, в четвертом был арбузный мед, смешанный с проваренной мякотью дыни. Сарептяне из арбузного сока получали спирт и уксус.

Мед варили не только из арбузов, использовали также тыкву и свеклу. Сахарную свеклу очищали, нарезали брусочками и отваривали. Затем воду сливали, свеклу укладывали в плотный мешок и клали под гнет. Сок варили примерно два часа на медленном огне при непрерывном помешивании до загустения. Точно так же варили мед из тыквы.

Виктор Медведев.

Tags: волгоградская область, краеведение, кулинария, музеи, поволжские немцы
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments