В Воронежском Доме актера прошел поэтический вечер «Суть величин», посвященный 75-летию со дня рождения поэта Александра Величанского и 25-летию со дня его смерти. Вечер был подготовлен малыми православными братствами во имя святителя Тихона Задонского и преподобного Силуана Афонского. Ведущими встречи стали друг поэта, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, преподаватель церковного искусства Александр Копировский (Москва) и Инна Ткаченко (Воронеж).

Среди участников встречи были представители православных братств из Москвы и Воронежа, в которых бережно хранится память о поэте и любовь к его творчеству, а также музыканты, преподаватели, жители нашего города.

Александр Величанский наиболее известен как автор стихов песни «Под музыку Вивальди». Среди обширного круга тем его произведений – жизнь и смерть, их тайна и смысл, любовь, природа, человек, вера, Бог, страна… Есть и большая поэма, посвященная датскому философу Серену Кьеркегору, – «Помолвка».
«Суть величин» – слова одного из стихотворений поэта, которое дало название вечеру.
«Вечности день» велик —
к чему исканья
сравнений: миг,
звезда, песчинка, капля.
Суть величин
есть встреча на просторе:
«Здравствуй, песчинка!»,
«Здравствуй, капля в море!»

«Величина поэта не измеряется его известностью, – отметил один из ведущих Александр Копировский. – В 60-е годы на московских поэтов ходили тысячи людей. Такой ажиотаж был обусловлен всеобщим поэтическим голодом. Когда же популярность прошла, оказалось, что эти поэты не слишком глубоки, хоть и достаточно известны. Мы постараемся подышать воздухом настоящей поэзии. Тогда станет ясно, что суть величин – это наличие простора, когда возможно говорить».
«Слово Александра Величанского так свежо, свободно и особенным образом – как бы ненароком – мудро…» – отмечет поэт Ольга Седакова. Был показан фрагмент видео-записи с ее участием на юбилейном вечере памяти Величанского в ноябре этого года в Москве. Седаковой принадлежит ряд статей о лучших представителях независимой русской поэзии второй половины двадцатого века – «Стенфордские лекции». Они были написаны для одного из университетов Великобритании и прозвучали в различных ведущих европейских вузах. Одна из них так и называется – «Слово Александра Величанского».
И Ольга Седакова, и Иосиф Бродский давали высокую оценку поэту Величанскому. Александр Твардовский в 1969 году напечатал в «Новом мире» подборку его стихов.
Но было отмечено, что произведения Величанского за редким исключением фактически не издавались при его жизни. Можно говорить о своего рода мученической судьбе многих представителей культуры в советские годы, одаренных, свободно мыслящих, не шедших на какие-либо компромиссы в своем творчестве.

Имя поэта до сих пор в России широко неизвестно, к сожалению, даже в литературно-филологическом мире. Двухтомник его сочинений выходил дважды, последний – в 2015 году, но их тиражи печально малы.
Прошедшее событие неслучайно было задумано не как концерт или лекция, а именно как вечер памяти, усилие по преодолению забвения.
Величанский – не только выдающийся поэт, но и замечательный переводчик. Ему удалось передать особенности звучания произведений на их «родном» языке. При первом чтении, может показаться, что в переводах нет гладкости, ритма, но Величанский удивительно чувствует и воссоздает – и внешне, и внутренне, в звуке и смысле - стихию языка оригинала, самобытность их авторов. Это особенно подчеркивали исполнители, владеющие языками. На вечере были исполнены произведения Константиноса Кавафиса на греческом и Нико Самадашвили на грузинском языках и их русские переводы.

Звучали стихи и песни на слова Величанского, музыкальные композиции, аудиозапись авторского чтения. Были исполнены сочинения любимых композиторов поэта - Вивальди, Моцарта, Куперена. Музыкальность - главное качество поэзии Александра Величанского.
О его особом отношении к звуку и смыслу на встрече упоминалось не один раз. Звук как «место рождения смысла», «зрячий звук» (по словам самого поэта), знак живой свободной души.
В вечере принимали участие очень разные люди, и те, кто лично знал поэта, ценит и любит его творчество с давних пор, и те, кто познакомился с поэзией значительно позже, но участвовали и люди, для которых имя Величанского и его стихи открылись впервые в процессе подготовки.

По свидетельству самих участников вечера, многочисленных зрителей, внимательно слушавших и горячо благодаривших по окончании встречи, а также вдовы поэта Елизаветы Давыдовны Горжевской, приехавшей утренним поездом из Москвы и присутствовавшей в зале, через прозвучавшие стихотворения, «погружение» в слово, творческий мир произошла настоящая встреча с поэзией. А значит и живая встреча с личностью Александра Величанского, человека и мастера.
Обкатанный веками –
почти что невесом –
я – говорящий камень,
который знает все.
Но всуе бормотанье,
уж лучше б был я нем:
заветнейшие тайны
как раз известны всем.
* * *
Музыка, больше знай -
Всем мудрецам назло.
Ты – первозданный рай,
Где нам не повезло –
Каждый тогдашний зверь
Набожен был и тих –
Ты говоришь теперь
Чистой гортанью их.
Среди участников встречи были представители православных братств из Москвы и Воронежа, в которых бережно хранится память о поэте и любовь к его творчеству, а также музыканты, преподаватели, жители нашего города.
Участники и ведущие вечера (слева направо): Чингиз Бахадов (Москва), Инна Ткаченко (Воронеж), Александр Копировский (Москва), Ольга Крылова (Воронеж)
Александр Величанский наиболее известен как автор стихов песни «Под музыку Вивальди». Среди обширного круга тем его произведений – жизнь и смерть, их тайна и смысл, любовь, природа, человек, вера, Бог, страна… Есть и большая поэма, посвященная датскому философу Серену Кьеркегору, – «Помолвка».
«Суть величин» – слова одного из стихотворений поэта, которое дало название вечеру.
«Вечности день» велик —
к чему исканья
сравнений: миг,
звезда, песчинка, капля.
Суть величин
есть встреча на просторе:
«Здравствуй, песчинка!»,
«Здравствуй, капля в море!»
Чингиз Бахадов, Александр Копировский
«Величина поэта не измеряется его известностью, – отметил один из ведущих Александр Копировский. – В 60-е годы на московских поэтов ходили тысячи людей. Такой ажиотаж был обусловлен всеобщим поэтическим голодом. Когда же популярность прошла, оказалось, что эти поэты не слишком глубоки, хоть и достаточно известны. Мы постараемся подышать воздухом настоящей поэзии. Тогда станет ясно, что суть величин – это наличие простора, когда возможно говорить».
«Слово Александра Величанского так свежо, свободно и особенным образом – как бы ненароком – мудро…» – отмечет поэт Ольга Седакова. Был показан фрагмент видео-записи с ее участием на юбилейном вечере памяти Величанского в ноябре этого года в Москве. Седаковой принадлежит ряд статей о лучших представителях независимой русской поэзии второй половины двадцатого века – «Стенфордские лекции». Они были написаны для одного из университетов Великобритании и прозвучали в различных ведущих европейских вузах. Одна из них так и называется – «Слово Александра Величанского».
И Ольга Седакова, и Иосиф Бродский давали высокую оценку поэту Величанскому. Александр Твардовский в 1969 году напечатал в «Новом мире» подборку его стихов.
Но было отмечено, что произведения Величанского за редким исключением фактически не издавались при его жизни. Можно говорить о своего рода мученической судьбе многих представителей культуры в советские годы, одаренных, свободно мыслящих, не шедших на какие-либо компромиссы в своем творчестве.
Имя поэта до сих пор в России широко неизвестно, к сожалению, даже в литературно-филологическом мире. Двухтомник его сочинений выходил дважды, последний – в 2015 году, но их тиражи печально малы.
Прошедшее событие неслучайно было задумано не как концерт или лекция, а именно как вечер памяти, усилие по преодолению забвения.
Величанский – не только выдающийся поэт, но и замечательный переводчик. Ему удалось передать особенности звучания произведений на их «родном» языке. При первом чтении, может показаться, что в переводах нет гладкости, ритма, но Величанский удивительно чувствует и воссоздает – и внешне, и внутренне, в звуке и смысле - стихию языка оригинала, самобытность их авторов. Это особенно подчеркивали исполнители, владеющие языками. На вечере были исполнены произведения Константиноса Кавафиса на греческом и Нико Самадашвили на грузинском языках и их русские переводы.
Юлия Штонда (Воронеж), Александра Смирнова (Москва)
Звучали стихи и песни на слова Величанского, музыкальные композиции, аудиозапись авторского чтения. Были исполнены сочинения любимых композиторов поэта - Вивальди, Моцарта, Куперена. Музыкальность - главное качество поэзии Александра Величанского.
О его особом отношении к звуку и смыслу на встрече упоминалось не один раз. Звук как «место рождения смысла», «зрячий звук» (по словам самого поэта), знак живой свободной души.
В вечере принимали участие очень разные люди, и те, кто лично знал поэта, ценит и любит его творчество с давних пор, и те, кто познакомился с поэзией значительно позже, но участвовали и люди, для которых имя Величанского и его стихи открылись впервые в процессе подготовки.
По свидетельству самих участников вечера, многочисленных зрителей, внимательно слушавших и горячо благодаривших по окончании встречи, а также вдовы поэта Елизаветы Давыдовны Горжевской, приехавшей утренним поездом из Москвы и присутствовавшей в зале, через прозвучавшие стихотворения, «погружение» в слово, творческий мир произошла настоящая встреча с поэзией. А значит и живая встреча с личностью Александра Величанского, человека и мастера.
Обкатанный веками –
почти что невесом –
я – говорящий камень,
который знает все.
Но всуе бормотанье,
уж лучше б был я нем:
заветнейшие тайны
как раз известны всем.
* * *
Музыка, больше знай -
Всем мудрецам назло.
Ты – первозданный рай,
Где нам не повезло –
Каждый тогдашний зверь
Набожен был и тих –
Ты говоришь теперь
Чистой гортанью их.
Journal information