Преосвященный Михаил, епископ Таврический и Симферопольский, – известный иерарх Православной российской церкви, всецело посвятивший свою короткую жизнь осмыслению и воплощению церковности и служению христианского просвещения, чей пример и сочинения по сей день продолжают вдохновлять всех, кто стремится к возрождению церковной жизни.
Епископ Михаил, в миру Михаил Михайлович Грибановский, родился 2 ноября 1856 г. (по старому стилю) в г. Елатьме Тамбовской губернии в семье потомственного священника. Михаил был самым младшим ребенком. В детстве он «был баловнем не только своих близких, но в известном смысле и «баловнем» русской культуры. Материальный достаток, равно как и, очевидно, не узко-сословные взгляды родителей позволили дать ему все то, что она предлагала тогда образованным людям».
В духовном училище начинается его напряженный путь духовной борьбы, работы над собой в поисках истины. Так, для того, чтобы победить нежелательную сонливость, он ложится спать на сруб колодца; голова – на одной стенке, ноги – на другой; чтобы изучить греческий язык, запирается в своей квартире и в течение целого месяца упорно изучает грамматику Кюнера. Уроки русской словесности впервые пробудили в Грибановском сознательную критическую мысль. Позднее он напишет в одном из писем: «Насколько я себя помню, я всегда ощущал непреодолимую жажду разрешиться в один принцип. В семинарской жизни эти поиски единого были главным образом теоретического свойства и выражались во всевозможных отрицаниях, начиная с самых грубо-материалистических (это еще в училище) и кончая самыми утонченно-пантеистическими». А пока в дневнике он помещает слова Цезаря Барония «философия есть преддверие веры» и неуклонно стремится к обретению этой веры.
Его дневники этого времени наполнены такими записями: «Всякое доброе намерение и желание нужно сейчас же приводить в исполнение. Намерение и желание без исполнения их на деле не более, как пустоцвет», «Лучше шаг, сделанный собственными силами, чем прыжок с чужою помощью». В другом месте, поставив вопрос: «Какой должен быть настоящий человек?», он отвечает: «не должен быть мечтателем, давать воли своему воображению, своей фантазии...»
Читать далее
Journal information