Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Протоиерей Павел Адельгейм: о двух путях спасения

Сегодня мы впервые публикуем проповедь о Павла Адельгейма, произнесенную на литургии 5 ноября 2010 года, в день памяти апостола Иакова (1 Фес 5:9-28)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Апостол призывает в этом послании бодрствовать и трезвиться. Христос за нас умер для того, чтобы мы и когда спим, и когда бодрствуем, пребывали с Ним и в Нем. В Нем – надежда нашего спасения. Апостол говорит: «Вы определены не на гнев, а на спасение».

Мы отделены от евангельских событий двумя тысячелетиями. За это время сложились две традиции понимания спасения – как к нему идти, каким путем. Одна традиция – это спасение в страхе, спасение, которое основано на страхе перед будущим воздаянием, перед адом, вечной погибелью, вечными муками. Но апостол не позволяет нам впасть в уныние и отчаяние. Он говорит о том, что Христос своей смертью и воскресением разрушил ад. И вслед за апостолом Павлом Иоанн Златоуст в своем пасхальном слове говорит о том, что ад разрушен и уничтожен. Апостол Павел восклицает: «Смерть где твое жало, ад где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низложен». И церковная песнь возглашает: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя». «Вереи вечные» – это те столбы, на которых держались адские ворота. Христос разрушил эти врата и вырвал столбы, их опоры и отбросил их. И в иконографии воскресения Христова мы тоже видим не только его воскресение из мертвых, но вот Он стоит на поверженных вратах ада и выводит души, связанные во аде, из ада к спасению.

[Spoiler (click to open)]

Само слово «спасение» от слова «пасти». Оно связано со словами Христа: «Я – пастырь добрый и знаю Моих, и знают Меня Мои… и душу Мою полагаю за овец» (Ин 10:14-15). Снова Христос умер за нас, потому что мы «не на гнев» определены, а определены «к спасению». Спасение как пребывание в стаде Христовом, как пребывание со Христом и во Христе.

И вот возникает совсем другая традиция спасения: спасение не на страхе, а на любви и надежде. И апостол в послании говорит: «Облекитесь в веру и любовь как в броню и наденьте шлем надежды вашего спасения» (1 Фес: 5:8).

Мы спасены, потому что Бог возлюбил нас. И тогда апостол дальше говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, всегда благодарите, ибо это есть воля Божия во Христе Иисусе о вас. Духа не угашайте, пророчества не уничижайте. Но все испытывайте, доброго держитесь… Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 5:16-21, 23). И вот эти две традиции – и традиция «спасайтесь страхом», и традиция «стройте свое спасение исходя из того, что Бог любит вас» – эти традиции связаны между собой. И каждая из них приносит один и тот же плод – плод спасения.

В одном из древних преданий о подвижниках египетской пустыни рассказывается о судьбе двух иноков. Много лет провели они в пустыне в монашеских подвигах, молитве и рукоделии. И каждую неделю, сплетя корзины, они отправлялись в Александрию продать их, чтобы купить себе хлеба на наступающую неделю. И однажды, придя в Александрию, они соблазнились и выпили вина, а потом впали в блуд. И когда пришли в себя, не знали от печали, что теперь делать им, и решили вернуться в пустыню. И когда пришли в пустыню, пали в ноги отцам подвижникам и просили, чтобы они помолились за них, и наложили на них епитимью, и определили им подвиг покаяния. И отцы заключили каждого из них в келию. И вот прошло длительное время, и отцы вывели первого из келии. Он исхудал от поста и слез, был бледен, и слезы непрерывно точились из его глаз. И отцы спросили: «Почему ты плачешь?» И он сказал: «Как же мне не плакать? Бог привел меня сюда в пустыню, я столько лет трудился для своего спасения и вот погубил своим падением все, что приобрел. И теперь я оплакиваю свои грехи и надеюсь, что Бог за слезы мои меня помилует». И отцы сказали: «Ты достиг плодов покаяния». А потом вывели из келии и второго. И лицо его светилось радостью, он улыбался, и отцы спросили: «Чему ты радуешься?» И он сказал: «Как же мне не радоваться? Бог привел меня в пустыню, я здесь понес столько подвигов, а затем впал в грех и погубил все достигнутое. Но Бог не оставил меня и снова вернул меня опять к моим подвигам, и у меня есть надежда, что по любви Божьей и я наследую спасение». И отцы вынесли решение о том, что и второй брат тоже получил плоды своего покаяния. И покаяние обоих было равноценно. Равноценно! Но второе покаяние было еще и радостно. Вот то, о чем и говорит апостол Павел в послании: «Всегда радуйтесь и беспрестанно молитесь».

И заповедует нам помнить о наших наставниках, о наших старших, которые молятся о нас и служат нашему спасению. Заповедует молиться обо всех труждающихся среди нас. И призывает нас прочесть это послание для того, чтобы узнали все, какой пусть к спасению проложил нам Господь Иисус Христос. И нам необходимо по его призванию облекаться в броню веры и любви и одеть шлем надежды нашего спасения для того, чтобы, вооружившись, стать победителями и спасение наследовать.

Аминь.

Материал подготовила Дарья Макеева
источник


                             
Tags: апостолы, иисус христос, литургическое, о. павел адельгейм, преображенское братство, проповедь, спасение
Subscribe
promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment