Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Category:

Единство в Причастии Духа

Алтарная преграда в соборе в Наумбурге, 1250г
Прот. Александр Шмеман
   

Сразу после освящения Святых Даров, то есть после призывания Духа Святого, чтобы Он осуществил то, для чего установил Христос в ночь Своих страданий Таинство Литургии, а именно: преложение хлеба в Тело Христово, вина – в Кровь Его, нас же – в носителей Его жизни, Его любви, Его Царства – сразу после этого молимся мы прежде всего о том, чтоб было это причастие исполнением и нашей любви. «Нас же всех, – молится священник, – от единого Хлеба и единой Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие». И это значит, что если христианство не ощущаем и не принимаем мы прежде всего и превыше всего как возможность, данную нам всегда любовью Христовой восстанавливать разрушенные грехом, злобой и смертью единство, то и христианство наше ложное. Соединив не только собою, но соедини друг с другом – вот смысл этой молитвы. Сделай нас одним Телом, одной жизнью.

Со времен апостольских христиане саму Церковь, то есть саму общину христианскую называли Телом Христовым. И апостол Павел в своих посланиях не раз объясняет единство Церкви как укорененное именно в общем причастии Телу Христову и потому исполняемое в единство Тело. Об этом напомнить нужно потому, что христиане слишком часто забывают об этом смысле причастия, воспринимают его как нечто чисто личное, как индивидуальное соединение со Христом. Но в том то и все дело, что соединиться со Христом – это значит принять в себя Его жизнь, а Его жизнь – это любовь, это соединение в себе всех. Поэтому нельзя любить Христа, не любя ближних. Нельзя принимать Его Тело, не соединяясь со всеми, кого Он сделал членами Своего Тела. Как лучи солнца: чем ближе они к самому солнцу, тем ближе один к другому, так и верующие: чем ближе они ко Христу, тем сильнее их единство – единство в любви Христовой друг с другом.

Дальше поминает священник всех святых, начиная с Марии – Матери Христовой. И опять это поминание или воспоминание – это ни что иное, как утверждение, что соединяясь со Христом, мы тем самым вступаем в общение и со всем тем телесным взором невидимым миром, который называем мы, христиане, Церковью Торжествующей.

[Spoiler (click to open)]

Для нас привычным стало под Церковью понимать всего лишь видимую ее организацию: епископов, духовенство, храмы, обряды и так дальше. И как часто эта видимая Церковь огорчает, смущает и даже искушает нас. В ней находим мы те же человеческие слабости, что и вне ее: то же малодушие, слабость, мелкие страсти, половинчатость – что и во всем мире, во всех человеческих обществах. И потому многие соблазняются Церковью, по ее видимости судят о ней. В том то и все дело, однако, что этой видимостью Церковь не только не исчерпывает своей сущности, но и видимость эта в известном, основном смысле и не главное. И вот, как будто заранее отвечая на наши сомнения и соблазны, Евангелие подчеркивает человеческую слабость даже самих апостолов, тех, кого Сам Христос назначил, чтобы они были Его свидетелями, проповедниками Его учения, основой Церкви в мире. Малодушествует Петр и начинает тонуть, а потом, позднее, в страшную ночь предательства трижды отрекается от Христа. Бросают Христа в страхе апостолы: «И тогда все, оставив Его, бежали» (Матф.26:56), – замечает евангелист. Не поверил в Его воскресение, потребовал доказательств Фома. Слабые люди. И всегда и всюду все человеческое, слишком человеческое, но подлинное чудо Церкви в том, что этими слабыми человеческими руками вопреки немощам и малодушию осуществляется преемство церковной жизни. Падают и исчезают империи и государства, все уходит в прошлое, а эта слабая как будто, всеми ветрами колеблемая Церковь живет и пребывает в мире. И не было за эти две тысячи лет дня, чтобы не звучали в мире слова Христа: «Примите, ешьте, сие есть Тело Мое» (Матф.26:26), чтобы остался мир без этого таинственного присутствия Христа. «Я с вами до скончания века» (Матф.28:20) «Созижду Церковь мою, и врата адовы не одолеют ее» (Матф.16:18). И это так потому, повторяю, что Церковь – это не только видимость ее организации, но и присутствие в ней невидимого, но для верующих реального Самого Христа, и в Нем и с Ним всех святых, всех, в ком уже восторжествовала, уже воссияла Христова победа над злом. И наше поминание их – это не воспоминание о прошлом, о времени, когда они жили на земле. Это утверждение, это опознание их присутствия здесь, среди нас, с нами, со Христом. И помянув их, поминает эта молитва ходатайства и земную Церковь, и весь мир, и всех людей.

Нет, не для одних нас, не для удовлетворения одних только наших религиозных нужд совершается Литургия. Она совершается «за всех и за вся», она соединяет всех и вся в этом ходатайстве о всем мире и о каждом человеке в нем. И закончив эту молитву, это поминание, священник говорит: «И дай нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать пречестное имя Твое». Мы соединены Христом, и в этом единстве любви мы молимся о спасении и прославлении мира. И только совершив все это, исполнив этот долг любви и ходатайства, приступаем мы теперь к самому последнему и завершительному священнодействию – к Причастию Святых Даров.

http://shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_308.html

     

                      
Tags: единство, литургическое, призвание, пятидесятница, святой дух, церковь
Subscribe

Posts from This Journal “святой дух” Tag

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments