Когда заходит речь о длительной катехизации всегда первым звучит вопрос – кто будет ее проходить? Придут ли на нее люди, которые заняты работой, подавлены проблемами дачи, семьи и пр.?
В зависимости от частоты участия в богослужении всех людей можно разделить на три категории: прихожане, захожане и прохожане.
Каков может быть мотив для прохождения длительной катехизации у прихожан – тех, кто регулярно посещает храм, бывает на исповеди и причащается? Казалось бы, достаточно батюшке благословить их на длительную катехизацию, и благодарная паства должна с радостью включиться в процесс. Однако пастырский опыт священников – участников конференции показывает, что дело обстоит не совсем так. Оказывается, прихожане и захожане среднестатистического прихода похожи по внутренним характеристикам: прихожане – это бывшие захожане, которые стали чаще ходить в храм; они больше верят в Бога, но это не воплощается в каких-то конкретных делах; они более начитаны, но несколько бессистемно. Многие прихожане и практически все захожане – это люди, которые выстаивают богослужения, но в основном думают о себе и о своих трудностях, и, вместо участия в общей молитве, молятся о себе и своих ближних. Поэтому у них нет желания лучше знать богослужение, им мешает священник, который читает «тайные» молитвы вслух или проповедует. Недаром у священника, решившего начать катехизацию на среднестатистическом приходе, могут опуститься руки. Но, уделяя внимание людям и прилагая усилия, можно выявить тех, кто готов пробудиться к чему-то большему, ищет глубины и подлинности церковной жизни.
Читать далее
Journal information