"От ближнего нашего жизнь и смерть". Это - основа Христианства. Святой Антоний был отшельник, но остро сознавал, что он с людьми. Он понимал, что жизнь во Христе - не одиночество, а сообщество, общение, не частные поиски своего Бога, а жизнь в других и для других. Христианство - это солидарность, это отождествление себя с другими, это совместное наследование. Мы, по словам апостола Павла, "одно тело во Христе" (Рим. 12, 5), мы "члены друг другу" (Еф. 4, 25). Христианин - тот, у кого есть братья и сестры, кто делится всем, кто предстает перед Богом как член большого семейства. Утешитель, Дух истины, дается каждому из нас, но не отдельно от других "Страдает ли один член, страдают с ним все члены" (1 Кор 12, 26). Это - о Церкви, и если мы этого не чувствуем, значит мы - вне Церкви. Единство - в самой ее сути.
Выражаться она должна в миссии, в деятельном служении, ибо миссионерское свидетельство, martyria, то же, что и служение другим, диакония: это - две стороны одной медали. "Если бы я смог найти прокаженного и отдать ему тело свое, я был бы рад". Но сентиментального сочувствия мало; наше сострадание должно порождать конкретные действия, вроде того. что сделал авва Агафон. Притча об овцах и козлищах из Мф. 25 должна быть начертана в наших сердцах. На страшном суде меня не спросят, на скольких конференциях я побывал, сколько докладов сделал, сколько земных поклонов положил, строго ли постился. Меня спросят: накормил ли я голодного, одел ли нагого, ухаживал ли за больным, навестил ли узника. Это, и только это. Путь к Богу лежит через любовь к ближнему, и другого пути нет. Как говорил современный пустынник, живший в лондонской пустыне, отец Лев Жилле: "Нет такой общественной системы, которая могла бы заменить участие живого человека".
Вот что значат слова святого Антония и святого Агафона. Единство, миссия и служение неразделимы, это три составляющие одной реальности, без них нет жизни во Христе, нет Церкви, нет спасения.
отсюда
отсюда
Journal information