Как баптисты два дня протестовали в Москве в 1966 году
В мае 1966 года более 400-х баптистов со всего СССР устроили молитвенное стояние у здания ЦК КПСС. Сотрудники КГБ и МВД зверски разогнали эту акцию, более 30 баптистов были посажены в тюрьму. Эта акция стала самым крупным массовым протестом времён «застоя».
В России, как уже неоднократно писал Блог Толкователя, диссидентскую историю присвоили себе либералы. К примеру, до сих пор принято считать «самым смелым протестным поступком» того времени выход в 1968 году нескольких человек на Красную Площадь с призывом прекратить подавление «Пражской весны». Между тем, в 1950-80-е годы в диссидентском движении либералы составляли, по разным оценкам, 10-20% от общего числа оппозиционеров, а по численности или по применяемым государством санкциям их акции не входили в десятку самых крупных.
Самым же массовым и непримиримым диссидентским движением в СССР были религиозники (затем – левые и националисты с окраин СССР, в основном с Украины). Одной из самых крупных акций (если не самая крупная), устроенных ими, было молитвенное стояние в Москве около здания ЦК КПСС 16-17 мая 1966 года.
В связи с ужесточением в 1966 году уголовного законодательства в отношении верующих в апреле 1966 года в Киеве на совещании служителей Совета церквей Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) был поставлен вопрос о ходатайстве перед правительством СССР о прекращении репрессий. Было принято решение направить в Москву, к генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу делегацию верующих от имени гонимых церквей ЕХБ из разных регионов страны.
К утру 16 мая 1966 года в Москву прибыло около 430 человек из 130 городов различных регионов страны: Сибири, Урала, Поволжья, Центральной России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Кавказа и Средней Азии. Всего же в Москву отправлялись примерно 1300 человек, но большая их часть была снята милицией с поездов или задержана в аэропортах. Верующие привезли с собой документальные свидетельства о гонениях на местах – фотографии и прочие материалы о конфискациях и разрушениях молитвенных домов, об обысках, арестах и судах. Делегаты готовы были лично засвидетельствовать о непосильных штрафах, увольнениях с работы и исключении из учебных заведений, преследованиях детей верующих родителей в школах, многочисленных конфискациях Библий и другой духовной литературы.
16 мая в 9 часов утра у приёмной здания ЦК КПСС на Новой площади неожиданно для всех собралась толпа людей. Встречи с главой государства в первый день не состоялось. Всем участникам пришлось переночевать там же на улице, прямо на тротуарах. Всю ночь верующие молились и пели псалмы.
На следующий день в 13.00 к стоявшим у стен здания ЦК верующим вышли председатель КГБ СССР генерал-полковник Семичастный и министр охраны общественного порядка генерал-майор Козлов. На вопрос «для чего собрались здесь люди», верующие ответили, что они посланники церквей и приехали с жалобами к товарищу Брежневу на произвол местных властей в отношении церкви.
Семичастный объяснил, что товарищ Брежнев вчера их видел из окна и сказал, что не примет «смутьянов». «Сегодня он улетел во Владивосток награждать Приморский край орденом Ленина», – добавил глава КГБ. Представители власти посоветовали собравшимся избрать из своей среды делегацию в составе десяти человек, которую примет член Политбюро ЦК КПСС, председатель Комитета партийного контроля ЦК КПСС Пельше, и передать ему через избранных людей все письма и жалобы в правительство. Остальным предложили разъехаться по домам.
Из толпы ему ответили, что собравшиеся намерены ждать возвращения Брежнева, даже если придётся снова ночевать на этом месте. Возмущенный Семичастный объявил: «Мы не позволим вам этого делать! Стоит нам позвонить только на один шарикоподшипниковый завод и рабочие сотрут вас в порошок! И если потребуется – применим и танки!» Один из присутствующих братьев громким голосом обратился к массе народа со словами: «Братья и сёстры! Уйдём отсюда или умрём?!» «Умр-ё-ё-м!» – в один голос скандировала вся толпа.
Семичастный и Козлов ещё раз в ультимативной форме повторили свои условия, дали 10 минут на размышление и ушли. Вслед уходящим верующие запели: «За Евангельскую веру, за Христа мы постоим!».
Делегацию окружили солдаты с автоматами, отрезав толпу от остальной публики на площади. Затем выехала вереница военных автобусов (всего 28 машин), которая окончательно заслонила верующих от москвичей. Между автобусами и делегацией, стоявшей в несколько рядов вдоль стены, шеренгой прошла правительственная охрана. После команды блюстители порядка набросились на толпу, в которой люди, крепко обхватив друг друга, слившись в монолит, громко пели: «Пусть нас постигнут гоненья, смерть за Христа не страшна». Солдаты и сотрудники КГБ принялись избивать баптистов прикладами, за волосы тащить женщин по асфальту.
Участник делегации, пастор Ю. Куксенко позднее вспоминал:
«Кончилось это тем, что всех делегатов поместили в автобусы и отвезли на Конный Двор города Москвы. Там участникам делегации удалось привести себя в порядок: смогли умыться, перевязать раны, поправить одежду, подкрепиться тем, у кого что было в сумках и провести богослужение. К вечеру подогнали автобусы и группами по 20 человек всех участников делегации переправили в Лефортовскую тюрьму, где начался следственный процесс. Районные суды Москвы большинству участников определили по 10-15 суток с отбыванием в Лефортовской и Бутырской тюрьмах, многим присудили штрафы по месту жительства и другие административные взыскания, подозреваемых же в организации, более, чем тридцать человек, осудили по уголовной статье от года до трёх лет лишения свободы.
(Протестная молитва баптистов перед зданием ЦК КПСС в тот день, 16 мая 1966 года)
Из воспоминаний организатора делегации Иосифа Бондаренко:
«Через день после разгона делегации в приёмной ЦК КПСС были арестованы служители СЦ ЕХБ Георгий Винс и Михаил Хорев, куда они пошли с соответствующим заявлением относительно разгона и избиения делегации баптистов.
Вскоре арестовали на квартире председателя Совета Церквей ЕХБ Геннадия Крючкова, в Киеве – И.Бондаренко, Н. Величко и других. Пошла новая волна обысков и арестов по всему Союзу».
В своём тюремном дневнике секретарь СЦ ЕХБ пастор Георгий Винс писал:
16 мая 1966 года из 120 городов страны в Москву для встречи с правительством приехала большая делегация евангельских христиан-баптистов в количестве 500 человек. Делегация просила о встрече с Л. И. Брежневым и о назначении правительственной комиссии по вопросам преследований за веру в нашей стране.
17 мая члены делегации верующих были избиты работниками милиции и КГБ прямо у здания ЦК КПСС, расположенном в центре Москвы, и арестованы.
19 мая Совет Церквей евангельских христиан-баптистов направил брата М. И Хорева и меня в приёмную ЦК КПСС для выяснения судьбы арестованных верующих. Вместо ответа о судьбе делегации, меня и М. И. Хорева также арестовали и поместили в Лефортово – следственную тюрьму КГБ.
19 мая 1966 года. Москва. Лефортовская тюрьма – следственный изолятор КГБ. Вдали осталась свобода, семья и друзья… Месяц назад моя младшая дочка сделала свой первый шаг. А у меня тоже первый шаг, но… в тюрьму. Дверь камеры захлопнулась…
Мир сузился до четырёх каменных стен с массивной металлической дверью. Тюремное окно закрашено белой краской и ограждено прочной решёткой. На родной Украине – весна, простор неба, простор полей! А здесь – безмолвная каменная могила. И постоянные попытки извне поработить дух, унизить, сломить и, если удастся, – купить. Я в этой тюрьме не один: во многих соседних камерах мои друзья по вере. Великий Бог и в этих стенах укрепляет нашу веру и вселяет в сердца светлую надежду.
Август 1966 года. Медленно проходят месяцы и недели заключения. Несмотря на строжайшую изоляцию Лефортовской тюрьмы, связь между узниками-христианами постоянно устанавливается через других заключённых и успешно функционирует. Так я узнаю почти обо всех верующих, содержащихся здесь. Все бодры и стойки в испытаниях за веру. Нас, верующих, в этой тюрьме сейчас около 30 человек.
Некоторых уже осудили. Кое-кто уже имел свидания с родными. Узнаю, что мои родные живы и здоровы: на одном из судов присутствовала моя мама. Мне передают, что она была очень грустной.
Милая мама! Снова тюрьма посетила нас с тобой. С 23-х лет твоя жизнь проходит под знаком тюрем и лагерей: сначала мужа, теперь – сына. Много перенесла ты скорбей и разлук на тернистом пути русских христиан. Но не грусти, родная! Подвиг Христа бессмертен! Христос непобедим!! Он нужен родной России!»
В мае 1969 года Винс вышел на свободу. А через год последовал арест матери. 64-летнюю пенсионерку осудили на три года лагерей за организацию Совета родственников узников, за юридическую и благотворительную помощь тем, кто оказался за решеткой, и их семьям. Ей предлагали досрочное освобождение, если она согласится написать в газету, что отрекается от веры в Бога. Такое условие было явно невыполнимым, и срок пришлось отбывать от звонка до звонка.
Journal information