Проповедь
Священник Георгий Кочетков
Неделя о мытаре и фарисее
Слово после чтения евангелия 26 января
Братья и сестры, христиане!
Наконец мы с вами достигли радостного для нас момента, когда вновь слышим Господню притчу о мытаре и фарисее. Кажется, что здесь может быть радостного, ведь Господь говорит эту притчу, никого не хваля, а скорее, обличая, и обличая, как кажется, тех, кто уже раз и навсегда отдал себя Богу, обличая тех, кто не хочет жить, как грешники.
Но оказывается, в духовной жизни не все так просто. Мало одного желания жить праведно, мало только знать закон, тот путь праведности, который открыт нам Богом.
Наше сердце влечется к этой притче потому, что все мы знаем, что Господь через нее обязательно, хотя бы ненамного, облегчит наши фарисейские души. Мы знаем это про себя и радуемся этому, мы ждем этого, хотим этого. Ведь мы с вами хотим жить праведно и, живя праведно, пусть не в полной мере, не в полную силу, мы невольно противопоставляем себя тем, кто живет иначе.
Мы тоже ставим в центр нашей жизни благодарение Богу и говорим: "Благодарю Тебя, Боже". Мы призываем друг друга к благодарению, чтобы каждый день это делать. Более того, мы с вами утверждаем, с полным на то основанием, что без благодарности в сердце к Богу жить по вере нельзя.
И так мы говорим всегда: "Боже, благодарю Тебя". А вот когда надо продолжать это благодарение, то постоянно сбиваемся на путь фарисейства. И в словах или не в словах (подчеркиваю это), но посмотрев вокруг себя, говорим себе, думаем или просто чувствуем, что мы не таковы, как прочие люди, как эти все грабители, обидчики, все эти прелюбодеи, все эти махинаторы.
Мы стараемся соблюдать порядок, установленный в церкви; многие, почти все из нас, могут сказать, что мы постимся два раза в неделю, все те же два раза в неделю, как и в древности. Некоторые из нас, в похвалу им, могут сказать, что дают десятину от своих доходов в помощь братьям и сестрам, верующим и неверующим, в помощь церкви, церковным предприятиям и мероприятиям. Нам кажется, что мы знаем слова Нового завета "не обманывайтесь, братья, дурные сообщества развращают добрые нравы". Мы помним эти слова и именно поэтому стараемся от дурных сообществ убегать, уходить. Ну и что же такого плохого мы здесь делаем. Неужели же мы, делая все это, должны приравнивать себя, буквально отождествлять себя с фарисеем, ставшим в храме рядом с мытарем. Это большой вопрос. Вопрос действительно, реальный. Те, кто не первый раз в жизни проходят великопостный цикл, ждут, чтобы снова и снова прозвучала эта притча, чтобы она опять нам напомнила о нашем фарисействе и чтобы мы еще и еще постарались хотя бы как-то смирить гордыню самоправедности и увидеть величие своего ближнего.
Да, Господь в своей притче говорил о мытаре. Да, Он его похвалил, похвалил очень тонко, не то чтобы абсолютно оправдал его, как иные говорят, нет, но похвалил, сказав, что тот мытарь, который стал вдали, не на глазах у всех, не ради того, чтобы его видели, который не смел поднять свои очи вверх, но говорил Богу: "Будь милостив ко мне, грешному", сей мытарь "пошел оправданным в свой дом более", нежели фарисей, который пришел, исполняя, как ему кажется, весь закон, пришел в храм помолиться и молился таким фарисейским образом. Конечно, "не оправдается пред Богом никакая плоть". Ни мытарь, ни фарисей только потому, что один - фарисей с таким сознанием, а другой - мытарь со своим сознанием, оправданными быть не могут. Требуется что-то большее, требуется ответ Божий на просьбу мытаря. Если кто-то говорит: "Боже, будь ко мне милостивым", то оправдывается он только тогда, когда эту милость, эту благодать получает. А получаем мы ее во Христе и через Христа, в Церкви и ради Церкви, т. е. ради служения Богу и всем ближним.
Чтобы это служение совершилось, надо нам вспомнить и последние слова притчи. Господь сказал: "Всякий сам себя возвышающий, будет унижен, а сам себя унижающий, возвысится". Если мы воспримем их как заповедь, как очередной закон, то мы ничего не поймем, что хочет от нас Бог и что открыл он нам через Иисуса Христа, Сына Своего. Ведь всем известно, и уже сказано громко, и многими услышано, что в наше время есть не просто гордый фарисей и смиренный мытарь, в наше время есть гордый фарисей и гордый мытарь.
Господом отвергается всякая гордость. Господь не хочет, чтобы люди замыкались только на себе. Нет воли Божией в такой направленности духа человеческого. Да, один человек, более или менее будучи виновным в этом, может быть ближе по своему положению к мытарю, другой - больше к фарисею, но ведь мы можем себе представить и третью ситуацию, когда фарисей может оказаться смиренным, так же как, увы, в наше время часто оказывается гордым мытарь, бьющий себя в грудь и призывающий к себе Божью и человеческую милость.
Не то было плохо, что фарисей соблюдал закон. То было плохо, что он не желал милости от Бога, не желал благодати, думая наивно, что он может достичь своими силами милосердия Божьего, оправдания пред Ним. Плюс к тому, этот фарисей из притчи на самом деле не видел ни Бога, ни ближнего. Они для него на самом деле не существовали просто потому, что они ему были не нужны. Если можно самому сделать то-то и то-то, и всем этим вполне удовлетвориться, то зачем человеку Бог и уж, конечно, зачем ему его ближний. Его можно так или иначе использовать, с ним можно делать общие дела, может быть, иногда, если это выгодно или если закон это повелевает делать бескорыстно, то делать их даже бескорыстно и по закону. Но и все.
Итак, воистину великую притчу предложил нам Господь, притчу о том, что мы должны взыскать милости, благодати Духа, стать нищими духом, чтобы обрести Небесное Царство. Что может быть больше этого? "Взыщите прежде Царства Небесного и правды его, а остальное все приложится вам", - сказал Господь.
Так Господь утверждал мир и радость, и милость, благодатность Небесного Царства. Но утверждал и необходимость для нас искания правды во всей нашей жизни - во всех отношениях с людьми, с обществом, в семье, на работе, в отношениях наших с миром, с природой, в отношении к себе, к Богу, к друзьям, к врагам. Господь так ценит "алчущих и жаждущих правды", что называет их счастливыми, блаженными. Мы, к сожалению, часто не ищем ни Царства Божьего, ни правды его. От нас все время что-то уходит, теряется то одно, то другое. То мы обретаем благодать и радуемся, ни о чем не думая, вплоть до реального риска оказаться беззаконниками, то мы так скрупулезно пытаемся исполнить весь закон, до последней черты, что уже ни о каком Небесном Царстве также не может идти речи.
Братья и сестры, христиане! Начинается подготовка к Великому посту. Пусть для нас с вами эта притча Господа станет действенным напоминанием о том, что первое блаженство заключается в нищете духовной, в том, что мы всегда должны ближних своих ставить выше себя, меньше судя о себе. Если бы мы научились вовсе не судить о себе, как это засвидетельствовал апостол Павел, сказав: "Я и о себе не сужу", - то мы, наверное, сразу бы обрели и великое блаженство. Если бы мы могли почитать ближнего своего выше себя, всякого ближнего, особенно в Церкви святых, то мы также обрели бы великое блаженство. Начнем же с этого. Без этого никакой пост не принесет ни радости, ни мира, ни благодати, а значит не будет спасительным, не приведет нас к желанной цели совершенства в Духе Святом, подобном совершенству Отца Небесного.
Братья и сестры, именно сейчас, начиная подготовку к посту, вспомним - пост есть дело духовное, всегда духовное. И чтобы нам ощутить великие плоды поста, мы должны будем ощутить их и в себе, и в ближних наших. Если мы увидим эти плоды в ближних наших и в себе, значит мы постились, не увидим, хотя, может быть, не ели, не пили, - не постились. Да не будет этого с нами. Пусть, видя наши добрые дела, люди прославляют Небесного Отца. Пусть нам пост будет прибавлением радости и любви в этом мире. Пусть в нас и через нас прославляется имя Небесного Отца во веки веков!
Аминь.
Православная община, № 10, 1992 год.
Journal information