XXIX
Но уже время сказать и о той важной помощи, какую женатые миссионеры и вообще церковные миссии получали бы от монахинь и не постриженных [т. е. не имеющих монашеского пострижения, мирских. – Прим. ред. портала] девиц и вдов, посвятивших себя на служение Господу Иисусу Христу в распространении благодатного Царства Его между язычниками, магометанами и евреями в Российской Державе. Основные правила образовательной миссионерской общины женской были бы те же, какие и мужской, а в подробности входит не почитаю за свое дело; разве о том только мысль свою объявить не будет излишне, что итальянское пение, в некоторых женских монастырях процветающее, но дурной запах имеющее, не было бы достойно миссионерского образовательного монастыря.
[ Spoiler (click to open)]Да будет всегда благословляема память ваша, преподобный отец Феодоръ [Ушаков] и всечестная матерь Мария [Протасьева]! Вы утвердили столь прекрасные правила в Арзамасской Алексеевской общине женской, и плод ваш да пребывает до дня явления Господа Иисуса Христа! Никогда не забуду тех немногих, но драгоценных дней, которые провел я в Арзамасе на пути в Киев. Приехал к Алексеевскому монастырю уже в глубокий вечер зимний. Ночь была светлая, чистое небо звездное блистало в полном своем украшении, перед образом над вратами монастыря горела свеча в фонаре. По стенам этой обители, так мне подумалось при первом взгляде на эти стены, расставлены силы небесные стражами! Я знал, что в этой обители ни для мужчин из мира, ни для монахов нет входа в кельи сестер и днем, не только ночью; и в другой день поутру был позван к старшей сестре в этом большом семействе дщерей Российской Церкви, составляющих честь своей матери; и видел церкви их, и был в трапезе их, и слышал псалмопение одной сестры, исполняющей молитвенное поминовение усопших. Более никаких голосов женских не слышно: правило запрещает им не только петь, но и читать в церковных собраниях. В других монастырях, может быть, и другое правило приносит пользу и невинное утешение сестрам, а предстоящим в храмах их, по крайней мере, некоторым, – назидание. Но всечестные сестры! не уволите ли православного мира от этих фуг уморительных и вообще от итальянской ноты? Какие тенора! Какие басы! Какой визг! Какое хрипение! Какая прелесть! Но полезно ли для них, благообразно ли для Святой Церкви, чтобы они в этой прелести остались? По крайней мере я не желаю этой прелести миссионерскому образовательному общежитию инокинь, а усердно желаю, чтобы сестры пели божественные псалмы и другие гимны священные, сидя за прялками в кельях, и чтобы решительно никому из мужского пола не позволялось входить в кельи их; исключалась бы из сего правила одна келья настоятельницы.
Что касается до самого образования, которым сестры были бы приготовляемы к участию в миссионерском служении, это образование в существенности было бы совершаемо самими правилами общежития, послушания, отсечения воли своей, молитвы, поучения в слове Божьем, труда постоянного, терпения, уничижений, обуздания уст, внимания себе, борьбы с помыслами, исповедания согрешений своих, нередкого причащения. Кроме того, что входит в должность полной хозяйки, и кроме разных принадлежащих женщинам рукоделий, каково, например, искусство золотом шить и просто всякую одежду и обувь мужскую и женскую строить, – для них было бы со всех сторон и полезно и прилично учиться церковной живописи, а прежде всего и всем надлежало бы знать спасительные христианские истины, составляющие Катехизис Православной Восточной Церкви, жизнь Иисуса Христа по Евангелию, и вообще события Священной Истории. Впрочем, и в женской образовательной миссионерской общине могли бы завести институт для некоторых девиц, подобный институту для юношей, приготовляемых к миссионерской службе, с таким предположением, чтобы в этот девичий институт были вводимы дочери бедных родителей, преимущественно сироты, увечные, даже слепые.
[ Spoiler (click to open)]При этом не мог я не вспомнить о слепой дочери одного простосердечнейшаго священника: девица, одаренная добрыми нравами и хорошими способностями ума и памяти. Какое для нее счастье было бы вступить в институт миссионерский даже и в том возрасте зрелости, в котором она стала известной мне посредством своего брата, одного из просвещенных служителей Российской Церкви! Что же, если бы она могла найти этот путь к просвещению в детстве, когда лишилась зрения? Но сколько подобных ей и еще лучших можно находить во всей обширности Российской Церкви? – Заглянем в чувствования этих душ печальных, и мы увидим, что они были бы рады такому месту, где не могли бы слышать радостных песней брачных, где могли бы не слышать ни о чем житейском, о чем все им твердит в жизни семейной, в кругу бывших подруг младенчества, которые одна за другой улетают от них и потом прилетают с детьми утешить их, остающихся в бесплодном одиночестве, и на всю жизнь заключенных в темнице, навсегда лишенных света Божия, откуда искусство, для других благотворнейшее, извести их не могло и отказалось решительно. О если бы ввели их в общество таких подруг и таких сестер, которые или тот же крест слепоты несут, или другими образами отлучены от радостей жизни земной, потому что были предназначены для благороднейших утешений и радостей и для высших степеней в Царствии Божием, и которые знают это предназначение их, и с приятнейшим чувством детской преданности и послушания лобзают десницу Отца своего сущего на небесах, десницу для многих зрячих невидимую, а этими слепыми видимую, десницу, соединившую их союзом вечной и плодоносной любви супружеской с Бессмертным Женихом, живущим в сердце девы, жены и матери. О если бы между этими разженными словом Божиим камнями дали приют окаменевшим сердцам, холодным, как те камни высоких гор, которые многими слоями льдов закрыты от лучей теплотворного света: они в этом горниле общения со святыми, от дохновения [т. е. веяния, дуновения. – Прим. ред. портала] Духа Святого, согрелись бы, разгорелись бы и сами огнем Любви божественной, тем сильнее пылающим, чем больше веществ объемлющим, проницающим и наполняющим; с закрытыми для света внешнего очами телесными увидели бы внутренний, невещественный свет в себе просвещенными очами сердца, и возблагодарили бы Господа, что Он отвратил очи их, дабы не видеть им суеты мира сего. Ужели эти слепые, эти увечные девы не имели бы дела приличного им в миссионерской образовательной общине? Напротив, там-то они и нашли бы для себя много дела, много занятий, много трудов, которыми деятельность духа питалась бы, и которыми они всегда входили бы в истинное успокоение; и успокоение состояло бы в свидетельстве совести их, что и они живут не для себя, но для славы Господа Иисуса Христа, за них распявшегося и умершего, и для распространения благословений Отца Небесного, через веру во имя Его, между народами к племенами земными, и что всю недостаточность и погрешительность их в этом служении уже взял на Себя сей Агнец Божий; ибо всякий человек сотворен для Бога и человеков; и потому кто больше любит Бога, тот больше любит и человеков; и потому-то истинные пустынники, чем более удалялись от людей по внешнему человеку, тем более сближались по внутреннему с человечеством, и чем более забывали мир и всю славу и похоть его, тем более истинные и существенные нужды человечества приходили на сердце им, прояснялись для них, и составляли предмет повседневного попечения их, молитв, скорбей, слез, мук рождения, воплей; потом явлений, видений укрепляющих, потом болезненнейшего борения, прилежнейшего моления, изобильнейшего причащения страданий Христовых, приносившего человечеству много плода и добра; потому-то, когда случалось, что эти сокровенные, но действительные министры нравственного Царства Божия на земле встречались достойным людьми, то первое слово, которое при этой встрече вылетало из святых уст их, был вопрос: «Как мир стоит? как Церкви Божии пребывают?» Но стояние слепоты не есть ли и само по себе уже пустыня и не ведет ли во внутреннейшую пустыню и в новые источники Израилевы, из которых Российская Церковь могла бы почерпнуть воду живую для окропления ею мертвых костей человечества, чтобы они слышали слово Божие и, слыша, оживали со Христом и воскресали силой Его воскресения? Ужели наследницы Марии Египетской не будут благопотребными сосудами в миссионерском образовательном монастыре, хотя бы и не могли исходить на внешнее поприще миссионерских действий? Не Тот ли сотворил и внутреннее, Кто и внешнее? И не внутреннее ли, не пустыня ли внутренняя, есть образовательница того, что исходит во внешнее? Но соответствуют ли и здесь законы благодати законам натуры? И так, что в теле женщины – образовательница организма человеческого, то в теле Церкви – истинные пустынники, крепко утвердившиеся Духом Божиим во внутреннем человеке, имеющие в себе Христа, в сердца их вселившегося верою. Таковы и были действительно Павел Фивейский, Антоний, Пахомий, Варсонофий. Таковы и теперь истинные подражатели и наследники духа и дарований их, где бы их жительство ни находились, в лесах ли, в степях ли, в шумных ли городах, в многолюдных ли общинах, мужского ли пола, или женского, (во Христе нет такого разделения, в Нем все одно, новая тварь и только). Таковы и во все времена до скончания века будут эти истинные пустыннолюбцы, исповедники внутренней жизни и таинники благодати Христовой: все они составляют одно в теле Церкви – образовательницу христианства или жизни божественной в человечестве. Внешними выражениями или формами сей-то образовальницы были бы миссионерские образовательные общины мужские и женские; и потому существенное добро, богатство и силу тех и других составляли бы братья и сестры, которых украшение – не внешнее плетение волос, не золотые уборы, не наряды в одежде, но сокровенный сердце человек в нетленном украшении кроткого и спокойного духа, что драгоценно перед Богом. Посему-то Господь в притче о Великой Вечери говорит, что, когда уже все было готово, и званные все, как бы сговорясь, начали извиняться и отказались, когда хозяин дома, разгневавшись, сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых, и что потом, когда раб сказал господину: исполнено по приказанию твоему, и еще есть место, господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям, и уговори придти, чтобы наполнился дом мой. Значительность Великой Вечери разнообразна, но это разнообразие есть в то же время единство. Нищие не имеют ни земли, ни волов, увечные, хромые и слепые, а за ними и странники, означаемые дорогами, и юродивые, означаемые изгородями, остаются, в безбрачном состоянии и не думают о супружестве. Потому во всех этих разрядах нашлись достойные быть причастниками Великой Вечери, находятся души, любящие Христа, возлюбленные Христом и Отцом Его, которым Христос является Сам, которые слышат голос Его, когда стоит Он у двери и стучится, и отворяют двери, и Он входит к ним и вечеряет с Ним. Во всех этих разрядах находились или найдутся истинные рабы Господа Иисуса Христа, которые имели, или будут иметь много работы, когда Ангел, стоящий на солнце, восклицал или воскликнет громким голосом, говоря всем птицам, летающим по небу: летите, собирайтесь на Великую Вечерю Божию! (Апок XIX, 17). Во всех этих разрядах находятся души апостольского достоинства, которые выходят на горницу ума помолиться, и хотят есть, изводить чистое из нечистого, низшее возводить, преображать и обращать в благороднейшее и высшее, которые могут получать указание на всяких четвероногих земных, зверей, гадов и птиц небесных, и повеление: встань, заколи и ешь (Деян X, 9, 10, 12, 13, 23), и которые могут пойти найти камни. Провидением Божиим и благодатью Духа Святого уже приготовленные положить их в основание Церкви. От всех этих разрядов Церковь Христова может получать делателей и делательниц, способных к образованию благонадежных миссионеров, может получать добрых проповедников и благовестниц. Но думая об увечных, хромых, слепых, как не вспомнить о лишенных способности слышать и говорить? Искусство учить глухонемых изобретено служителям одной из христианских Церквей на западе. Почему бы служителям и Российской Церкви не усвоить себе столь благотворного искусства, которым Провидение Божие благословило наши времена, дабы, где умножится грех, там благодать преизобиловала бы? Если бы во время архиепископа Иоанна Милостивого был открыт этот удивительный способ, не поспешил ли бы святитель употребить его? Не поспешил ли бы воспользоваться этим случаем к распространению действий духовного милосердия христианского? Не поспешил ли бы украсить венец Христовой Церкви этим драгоценным камнем, которому подобного прежде никто не видывал, которого Сократы, Платоны, Аристотели не находили и который найден христианином как знамение, возвещающее, что человечество столь великими предприятиями, усилиями, жертвами и успехами человеколюбия обязано божественной религии Иисуса Христа? Не требует ли справедливость, чтобы всё, рожденное в человечестве Духом Иисуса Христа, во имя Его, как Спасителя человеков, как Богочеловека, а не во имя гордого разума человеческого, было производимо?
Не думаю, будто служители Церкви и слова Божия в том, что не везде находятся глухонемые, стали бы искать права не учиться учить их; и если бы и один глухонемой был во всей России, то и его душа не дорога ли Богу? Надлежало бы искать и его души для Царствия Божия, чтобы и она познала Спасителя своего и кровью Его очистилась и освятилась. Надлежало бы и его душе помогать и делать столько добра, сколько в том Провидение Божие самой Церкви помогает в настоящее время, сколько способов к тому ныне ей как бы в руку влагает. Но вот училище глухонемых не одно уже и в России заведено; и та церковная миссия, в которой я нахожусь, уже имеет между крещенными ею одного инородца глухонемого: потому и почитаю долгом своим желать и предать рассуждению церковной власти, Богом поставленной и нами благоговейно почитаемой, искреннее желание, чтобы в миссионерских образовательных общинах женской и мужской были учреждены при институтах училища глухонемых, дабы, когда было [бы] благоугодно Господу, сквозь эти двойные, навсегда заключенные двери угрюмых темниц, открыть животворному Свету вход слова к душам человеческим, которые там сидели дотоле во мраке неведения. Проповедники Евангелия овладели этим открытием и путем для того, чтобы души глухонемых не были отравляемы словами суетными, гнилыми, вредными; но здравыми словесами чистого откровения Божия были питаемы, и таким образом умудрялись во спасение верой во Христа Иисуса.
Пишут, что Великобританская Церковь произвела недавно полную с оригиналов переведенную на живой народный язык Библию в пользу слепых, напечатанную такими выпуклыми буквами, что слепые могут читать слово Божие ощупью. На это, может быть, скажут, что нам прежде всего надлежало бы о том позаботиться, чтобы зрячие могли читать и для себя и для слепых полную Библию на ясном для всех русском наречии, в переводе с оригинальных языков, которая не требовала бы толкований многих и длинных. Эта истина очевидная и для многих слепых, без сомнения, вожделеннейшая.
Journal information