Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Чтобы этот свет, являясь им, произвел в них желание света, печаль по свету...

XXVII

Воображаю, что длинные линии миссий протянулись бы по величайшему в мире пространству Российской Державы, и думаю: не так ли и эти стражи воинствующей Церкви надлежит распределить по центрам, как военные селения разделены по полкам, из коих каждый имеет начальника, из коих каждый составляется известным числом форпостов?

[Spoiler (click to open)]

Может быть, в Белорусских, Литовских, Польских, Малороссийских областях было бы учреждено несколько миссий в пользу евреев. Они имели бы один центр до времени, а после, когда открылись бы значительные приобретения между евреями, может быть, разделились бы на два, северный и южный. В Тавриде также не в одном месте действовали бы миссионеры на татар магометанского суеверия, но станы миссии, может быть, имели бы до времени и один центр, дело закрытое. Теперь на два округа Бийский и Кузнецкий одна церковная миссия, но очевидна потребность умножения станов её и в одном Бийском. Что же сказать о Кузнецком, где количество телеутов и прочих татарских племен многочисленнее? Первоначально мы имели намерение утвердить стан в Улалимском аиле, составленном преимущественно телеутами, которые тогда почти все были некрещеные. Но мы отступили назад верст на десять в селение, лежащее при устье реки Маймы и близь большой реки Катуни. После открылось, что, если бы не решились на отступление, то Улалимские телеуты разъехались бы в разные стороны, и мы лишились бы этой прекрасной деревни. А когда они издали с нами познакомились, тогда некоторые из них начали принимать крещение. Теперь же в Улалимском аиле, по милости Божией, нет ни одного некрещеного инородца, и миссия имеет здесь между новокрещенными телеутами свое второе гнездо. Потом последовали значительные приобретения за рекой  Катунью. Миссия поставила и в аиле Мыутинском между новокрещенными дом, в котором совершается для них богослужение по временам. Там образуется полный миссионерский стан, когда будет кому исполнять это. Надобно также, чтобы с другой стороны, в Кажинской деревне, кто-нибудь из Майминской миссии жил среди новокрещенных, и там имеет она небольшой уголок, принадлежащей ей. Наконец миссия постановила себе небольшой домик и в Бийске, потому что сношения с этим городком неизбежны, потому что и там находила, а без сомнения может и впредь находить для себя работу немаловажную. Таким образом, если вообразим четыре точки, из которых здешняя миссия может распространять свои действия в Бийском округе, то эти точки представят нечто похожее на птицу, распростершую крылья и летящую на юг с Алтайской горы к пределам владений Китайской Державы. Правое крыло – на Мыюте, левое может быть на Каже, голова – на Урале, центр – на Майме, а хвост – в Бийске.

Но кто знает? Может быть, миссия заведет стан свой и на Телецком озере. Как это было бы хорошо, и какая находка для вас, пустыннолюбцы! А там и дом готов, который, думаю, уступили бы миссии. Он построен был казаками, которые ловили в озере сельди, но после оставили этот промысел, для них невыгодный и неудобный, и дом пустует. Миссия могла бы употребить его на дело службы своей, если бы было кем взять. Но когда миссия имела бы небольшое заведение свое и в незабвенном Сайдынском редуте, где мы в первый раз открыли богослужение в походной церкви и где приняты были с искренностью усердия, столь достойной  воинов. Телецкий стан опирался бы на Сайдынский, от которого получал бы и провиант свой, и через который имел бы сношения с ним стан центральный, что на устье Маймы. Впрочем, Телецкий стан был бы, может быть, уже слишком далек от Майминского. Может быть, и сношении последнего с первым через Сайдынский редут были бы сопряжены с великими затруднениями. На Телецкое озеро ехал я через этот редут и принужден был карабкаться на горы весьма крутые, иногда не без страха, а с Телецкого озера возвращаясь переправился на левый берег Бии и, переплыв реку Сара-Какиму, ехал несколько дней по топкой, угрюмой, самой печальной черни в Майминской стан. Тот и другой путь свои неудобства имеет, но первый труднее, если не ошибаюсь. Впрочем, не правда ли, что Российская Церковь не имеет права оставить навсегда без попечения христианского и те племена Кузенских и Карчежских татар, которые живут в рассеянии между лесами по правому берегу Бии, так, как и Орды Комдужскую и Южскую, которые занимают чернь с левой стороны Бии? Все эти колена татарского народа представляют плачевные виды глубокого невежества, жалкой лености, нищеты и рабского невольничества под железным игом диавола. Но кто пойдет в эти темные дебри, в эти трущобы искать потерянных овец дома Адамова, дома Божия? Кто бы вы не были пустыннолюбцы, иноки ли открытые, сокровенные ли рабы Господа вашего! Это ваш путь, и ваш венец. Вы нигде не найдете такого покоя доброго, такого убежища от молвы, как по горам и лесам Сибири, хотя в этом отношении не уступят ей ни Таврида, ни Кавказские горы, ни степи Киргизские. Опять и Церковь едва ли другие способы может найти для преподавания Евангелия этим жителям степей, лесов и гор, кроме тех, которые обещают добрые иноки общежитий пустынных и живущие в мире пустыннолюбцы. Вообразим, что двенадцать таких старцев и мужей вступили в миссионерскую образовательную общину. Здесь их скоро узнали и послали на проповедь, положим, к черневым инородцам Бийского округа. Приехавшим или пришедшим в город Бийск, им тотчас указали бы путь, который ведет в Майминский стан церковной миссии. Старший миссионер в этом центральном стане скоро объявил бы этим новым сотрудникам, что каждого из них давно ждет поприще службы. И двух из двенадцати послал бы на Телецкое озеро, четырем назначил бы два места для двух станов между Телецким озером и Сайдынским редутом, двум – по другую сторону Бии –  за Катунью на займище купца Хабарова в 15 верстах за Мыютою. Каждая двоица, при содействии прочих всех десяти братий и наемных плотников устрояет себе жилище на предизбранном месте, каждая получает св. антиминс и самый легкий снаряд [т. е. снаряжение. – Прим. ред. портала] подвижной церкви, поставляет ее в одной из двух или трех светлиц своего дома, совершает богослужение по чину пустынному. Леса и горы оглашаются не слышанными дотоле гимнами в честь единого Бога в Троице славимого. И вот пустынники наши отцы и братия начинают входить в знакомство с удивительными соседями. Мирно ходят по юртам их, ласково принимают их в своем жилище и говорят с ними, как и в большом свете водится, прежде о перемене погоды, о большом снеге, трескучем морозе, об ужасном буране, и потом о Боге, о том, что все мы грешны, о том, что на том свете хорошо будет тем, которые Бога истинного знают и почитают, о том, что этот истинный Бог на земле явился в человеческом теле, ходил по земле тридцать три года с лишком под именем Иисуса Христа, казался человеком убогим, но делал великие чудеса, каких простой человек делать не может, учил человеков только тому, что свято и истинно, молиться Богу, делать добро всякому человеку, что потом Иисус Христос, взяв на себя грехи всех человеков, отдал Себя в руки злым людям, которые не верили, что это истинный Бог в человеческом теле, а ненавидели и искали убить Его. Но Господь Бог Иисус Христос сам шел на смерть за грехи всех человеков, Праведник за нечестивых, чтобы те, которые будут веровать в Него и молиться Ему, и любить Его, не отвечали уже за грехи свои на суде Божием, но в Божий Свет входили по смерти, и в Божием Свете уже не знали ни печалей, ни болезней, ни смерти, что для сего-то страдал, распят был на кресте и умер Господь Иисус Христос, но в третий день после смерти воскрес и вознесся на небо, куда хочет и нас взять, и непременно возьмет, если мы будем веровать в Него искренним сердцем, если будем прилежно учиться исполнять заповеди Его. Так пустынные отцы наши и братия и в жилищах своих могли бы проповедовать Иисуса Христа распятого этим звероловам, не требующим никакого витийства. Между тем разными образами помогали бы страждущим и бедствующим, подавали бы алчущим хлеб, прикрывали бы старцев, не имеющих чем защититься от холода, болящих врачевали бы безопасными травами и пластырями, детей учили бы грамоте, но по охоте их и по согласию с родителями служили бы этим жить не умеющим людям своими художествами и рукодельями, знакомили бы самих с художествами и рукодельями, наделяли бы их огородными овощами, учили бы самих заводить огород и ходить за ним, и между тем все сношения свои с этими племенами растворяли бы мысленно ко Господу Иисусу Христу молитвою, да просветит их светом Евангелия, изъявляя им и словами это желание в благоприятные времена.

Сии малые иноческие станы получали бы из центрального все продовольствие, простейшие лекарственные пособия, запас ячменя, холста, соли для вспоможения бедным, книги, воск, вино, ладан, муку пшеничную для просфор, чай, называемый кирпичным, и сахар. Братия этих пустынных скитов имели бы по временам сношения между собою, притом отчеты во всех делах своих и скорые известия обо всем достойном внимания присылали бы в центральный стан к начальствующему в миссии) таким образом, чтобы все бумаги и другие посылки от отдаленнейшего стана были бы передаваемы братьям ближайшего, а этим опять стану ближайшему с ним и, наконец, достигли бы центрального стана в сохранности.

[Spoiler (click to open)]

Эти пустынники в отношении к начальствующему в миссии исполняли бы тоже правило послушания, которое было бы в основаниях устава миссионерской образовательной общины, а его долг посещать эти частные иноческие станы, вникать в душевные устроения и во внешнее по всем отношениям состояние братии, напоминать им, что обязанность миссионера сугубая – пещись [т. е. заботиться, иметь попечение. – Прим. ред. портала] о стяжании чистого сердца, об освящении себя праведностью Иисуса Христа, и пещись о приведении ко Христу этих племен, младенствующих по разуму, услугами, согретыми любовью к Богу и ближнему, растирать оцепеневшие члены духов, глубоко погрязших в чувственности, чтобы и в них божественный огонь воскрес. И подобно тому, как мать, в тишине ночи бодрствующая над колыбелию своего детища, глазам его представляет свечу горящую, свет добродетелей христианских и кроткое сияние истин евангельских приближает к душевному зрению сих, как говорят, детей природы, но природы униженной, обезображенной и бедной до крайности, чтобы в них пробудилось внимание и уже отдаленное благорасположение к свету, чтобы в них пробудилось сознание, что этот свет не то, что они, а что они не то, что свет, что и они человеки, но не такие, какими быть должны, каким человек представляется в истинном свете, чтобы этот свет, являясь им, произвел в них желание света, печаль по свету, которая побудила бы их стремиться за светом в христианскую Церковь дверью крещения, чтобы объять его, чтобы им просветиться и соделаться чадами света. О, если бы они таким образом приступили к Св. Крещению! Но мы должны приносить Господу усердный труд и молитву о спасении этих народов, а все зависит от Его всевозращающего и все доброе умножающего благословения.

В каждом из этих иноческих небольших станов один брат был бы старший, которого младшему надлежало бы слушаться, хотя были бы оба священники. – Исповедайте друг другу согрешения ваши и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Это правило св. Иакова было бы так употребляемо пустынными иноками, а слово Спасителя да не зайдет солнце во гневе вашем, настоятельно побуждало бы их, в случае спора и огорчения, прощать взаимно, прежде вечернего молитвословия.

В этих малых иноческих станах церковной миссии лечили бы только простейшие, обыкновеннейшие болезни. Для мудреных была бы учреждена больница в центральном миссионерском стане. Если бы случилось, что больной инородец не мог бы ни идти пешком, ни ехать в центральный стан, миссионерам одного частного стана надлежало бы взять в помощь двух братьев из двух ближайших станов, и, как нельзя ездить в черни телегами, в люльке везли бы или несли бы недужного в больницу центрального стана.

Братья частных иноческих станов церковной миссии, учившиеся в институте, в свободное от дел время, остающееся от ближайших занятий по службе, переводили бы с иностранных языков книги, по назначению и поручению миссионерского общества, а не знающие иностранных языков занимались бы ещё и каллиграфиею, переписывая церковными буквами некоторые писания св. отцов, особенно которых нет в печати, каковы: ответы преподобного Аввы Варсонофия, слова преподобного Симеона Нового Богослова, писаные стихами. Все эти рукописи были бы отсылаемы в центральный стан, здесь поверяемы, и отсюда отсылаемы в Российское миссионерское общество, которое эти труды миссионеров обращало бы в общую пользу Церкви, а из общей пользы церковной извлекало бы и пользу миссионерского дела, выменивая оные книги на деньги, и влагая эти деньги в Государственный банк для приращения.

         

Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению Христианской веры между евреями,магометанами и язычниками в России

           
Tags: миссия, монастыри, преп. макарий (глухарев), просвещение
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments