Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Categories:

Доклад: Что такое покаяние в церковном понимании (личное и общественное)

Покаяние – о том, что это означает лично для каждого и для всего нашего народа размышляет председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак.

Актуальность этой темы для российского общественного сознания относится, скорее, к началу и середине 90-х годов прошлого века, нежели ко времени нынешнему. Сейчас как будто даже трудно найти случай и подобрать соответствующие слова для того, чтобы проблема покаяния прозвучала хоть сколько-нибудь весомо и убедительно для наших современников.

…нынешнее время некоторыми своими чертами очень напоминает ту пору, когда христианство впервые появилось в истории, в Римской империи середины I века

Однако, данное обстоятельство не означает, что необходимо оставить усилия и ждать более благоприятных для духовных поисков времен. Тем более, что нынешнее время некоторыми своими чертами очень напоминает ту пору, когда христианство впервые появилось в истории, в Римской империи середины I века. Эта параллель довольно любопытна. По выражению великого русского историка В.В. Болотова, «цивилизованный мир язычества до того уже изверился в свою религию, что нужно удивляться, как мог он отстаивать эту религию целых три века. Язычники в своих богов верили меньше, чем сами христиане, боровшиеся с ними» [1]. В то время, когда основная масса населения, особенно высокопоставленные и просвещенные классы, относилась к религии по большей части формально, как к древней традиции (ведь к древней традиции трудно относиться неформально), христиане пытались преодолеть общественный индеферентизм в духовной жизни и обратить внимание современников не столько на культ, на соблюдение религиозных обрядов, свойственных культуре Римской империи, сколько на значение действенной веры в жизни людей и силу голоса их совести. В этом, кстати, состояла задача христианского мученичества, выступавшего прежде всего как движение свидетельства о Боге и о распятом Его Сыне, Христе, которое пыталось разрушить какие-либо существующие религиозные воззрения тех язычников, с которыми им приходилось иметь дело. Но главным образом задача христиан состояла в том, чтобы «пробудить уснувшую и исторически изжившуюся религиозную совесть окружающего христиан язычества, заставить их серьезнее взглянуть на свои религиозные обязанности, на свое религиозное положение, своим личным примером высокого самоотвержения показать окружающему их миру, что религия есть дело настолько важное, что в известных случаях приходится лучше пожертвовать самою жизнью, чем поступиться ею» [2]. Иными словами христиане I – II века старались привести к покаянию своих современников через пробуждение голоса их совести. Необходимо подчеркнуть, что в цивилизационном отношении Рим той поры стоял довольно высоко и христиан, пытавшихся актуализировать в сердцах современников различение добра и зла, а значит переосмыслить религиозные, культурные, экономические и политические ценности римского общества, в каком-то смысле, справедливо могли считать нарушителями общественного спокойствия, а то и прямо врагами Рима. Таким образом, самые объективно неблагоприятные для духовных перемен времена явились весьма плодотворными для христианской проповеди. Не напоминают ли эти черты времен первохристианских  наше время, также, как кажется, неблагоприятное для новых духовных усилий?

Tags: дмитрий гасак, конференция, общество, покаяние, церковь
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments