Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Воображаю, что как последование учения разделялось бы на двенадцать лет...

XVII

Журнал Московской Патриархии 01-2008[Поскольку] правило истинной веры и основание учения христианского находится в боговдохновенных писаниях апостолов и пророков, то для воспитанников, приготовляемых к миссионерскому служению, нет ничего нужнее изучения Святой Библии на оригинальных языках и в переводах славянском и русском.  –  Надлежало бы установить в миссионерском институте такой закон непременный, по которому бы воспитанники, в продолжение учебного периода, могли бы прочитать под руководством учителей все книги Нового Завета на греческом языке, а из Ветхого  –  книги нравоучительные и пророческие все, из исторических же – по крайней мере, избранные места на еврейском, с краткими и самыми нужными объяснениями. Поcему не было бы уже и времени знакомить воспитанников с сочинениями древних философов, историков, ораторов и стихотворцев эллинских.  –  А в знании Библии надлежало бы до того доводить их, чтобы по окончательном испытании они могли свободно переводить на русский язык всякое место в Новом Завете, всякое место в книгах Ветхого Завета, нравоучительных и пророческих, и объяснять хотя только необходимыми и краткими примечаниями. Для сего надлежало бы изучению языков еврейского и греческого в книгах библейских, или чтению и изъяснению Библии в оригиналах, не прерываться через все продолжение 12-ти лет, так чтобы каждого дня в каждом классе отдельно утреннее учение начиналось чтением и изъяснением или Нового Завета на греческом, или Ветхого на еврейском. Надлежало бы между тем составить для воспитанников института миссионерского такое руководство к правильному разумению Библии, в котором, во-первых, была бы ясно доказана необходимость откровения Божия, потом боговдохновенность Библии христианской, далее были бы изложены законы и правила герменевтики, а за ними следовали бы введения в каждую книгу Ветхого Завета и Нового. После сего руководства к разумению Библии преподавали бы изложения христианской веры Восточного исповедания и библейское учение о правах и должностях истинного христианина. Потом руководство к защищению христианской веры Восточного исповедания, к открытию погрешительности учению Восточной Церкви несообразных мнений в других христианских Церквях, и к обличению гибельных заблуждений, противных основным истинам веры спасительной, или то же, что называется обличительным богословием. После этого преподавали бы воспитанникам миссионерского института учение о должностях пресвитеров, с уставом церковным, и в особенности учение о должностях миссионеров Российской Церкви. В современности со всеми этими учениями и наставлениями проходили бы историю Церкви и веры.

[Spoiler (click to open)]

Поскольку же три предмета составляют весь круг, впрочем, необозримый и непрестанно распространяющийся круг познания нашего: Бог, природа и человек, то после богословских учений в миссионерском институте были бы необходимы и такие науки, которые руководствуют нас к познанию человека и к познанию мира, в котором теперь находимся, а в особенности земли, на которой живем, из которой хижина нашего тела произошла первоначально, и в которую эта земля возвращается, разлучившись с душою. Эти науки суть: антропология, которую составляют психология и анатомия с физиологией нашего тела, космография с космологиею, география физическая, естественная история и в особенности ботаника, физика, химия. Человеки живут и жили обществами. Рассматривание человека с этой стороны производит всеобщую историю народов и географию политическую древнюю и последнюю. Поскольку же явное превосходство человека над скотами состоит в разуме и словесности, то и требует от человека самой природы его достоинство, чтобы он учился правильно мыслить и правильно выражать свои мысли. Законы мышления составляют логику, а математика образует навык основательного и убедительного мышления. Правильные формы языка составляют грамматику. Но кроме разума человек имеет чувство, воображение и фантазию. Все это мыслит, все это говорит в человеке. Всем этим человек должен служить истине и добродетели, Богу и ближнему своему. Отсюда произошли риторика и поэзия; язык разума с чувством и воображением  –  язык ораторского убеждения; язык разума с чувством, воображением и фантазией   –  язык поэзии и восхищения. Но как нам надлежит любить ближних не словом или языком, но делом и истиною, то самая заповедь евангельская: «Люби ближняго твоего, как самого себя», может удостоверить нас, что к анатомии в числе наук миссионерского института надлежало бы приложить основанное на ней руководство к врачеванию, если не всех, то, по крайней мере многих болезней. Присоединим к этим наукам изящные искусства: живопись и музыку,  некоторые художества, сведения по экономии сельской, некоторые языки древние и новейшие – и мы представим себе полный курс учения церковных воспитанников, предназначаемых к миссионерской службе.

Воображаю, что как последование учения разделялось бы на двенадцать лет, так и весь институт состоял бы из двенадцати классов. В каждом было бы учеников по 25-ть. И так полное число воспитанников миссионерского образовательного братства было бы триста. Учение их происходило бы следующим порядком.

В первых четырех классах они читали бы, по руководству к разумению Библии, введения и исторические книги Ветхого Завета, и эти самые книги в переводах славянском и русском, с краткими по местам самонужнейшими примечаниями, которые, вместе с текстами их, надлежало бы утверждать в памяти. Проходили бы грамматику еврейскую и читали бы избранные места из исторических книг ветхозаветной Библии в оригинале, переводя каждый стих на русский язык, и многие также стихи, как Быт I, 1-3, 26, III, 15, IX, 25-27, XVI, 1-3, XVII, 1, XXII, 16-18, IX, 8-12, утверждая в памяти на языках еврейском и русском. Проходили бы греческую грамматику и читали бы введения в исторические книги Нового Завета, и сами евангелия и Деяния святых апостолов на греческом языке, с переводом на русский, с отчетом по грамматическому разбору, утверждая в памяти темы, многие изречения и целые речи Спасителя и проповеди св. апостолов на языках иногда греческом и славянском, иногда греческом и российском. Приучались бы своими словами рассказывать священные повествования Ветхого Завета и Нового. Изучали бы язык латинский. Между тем в первом и втором классах проходили бы грамматику славянскую и русскую, арифметики обе части, устав церковный, и обучались бы церковному нотному пению. Во втором классе преподавали бы географию физическую и политическую в виде необширного обозрения. Во втором, третьем, четвертом и пятом классах –  естественную историю в виде необширного обозрения, а ботанику пополнее, с показанием употребления растений по медицине. В третьем, четвертом, пятом и шестом классах преподавали бы математику (но не в обширном виде), опытную психологию, и особенно логику (насколько возможно полную), поэзию, краткую и не очень пространную риторику. Между тем занимали бы воспитанников сочинением хрий [т.е. речь, рассуждение на заданную тему, составленные по определённым правилам. – Прим. ред. портала], писем, и в особенности поучительных, учили бы декламировать наизусть избранные оды и слова древних и новейших отцов и учителей Церкви. В пятом, шестом, седьмом и восьмом классах прочитывали бы введения в учительные книги Ветхого и Нового Завета и сами эти книги в оригиналах и в переводах славянском и русском с краткими и нужнейшими примечаниями, с отчетом по грамматическому разбору еврейского текста, и многие весьма важные откровения утверждали бы в памяти, иные на языках оригинальном и русском, а другие на оригинальном и славянском. Преподавали бы космографию с космологиею, анатомию с физиологией  тела человеческого. [Также] учение здравой философии о необходимости Откровения Божия в человеческом роде, о божественности Библии и библейской религии, и законы правильного разумения Библии, как слова Божия. Потом проходили бы изложение христианской веры Восточного исповедания и учение о нравах и должностях истинного христианина. Здесь с высочайшими истинами Откровения здравая философия соединила бы все, что имеет чистейшего в учении о Боге, о бессмертии души человеческой, о требованиях закона чистой нравственности, о коренном повреждении человечества.

Проходили бы библейскую историю Церкви и веры, с позволением давать отчеты в чтениях и своими словами.

Всеобщую историю древних и новейших народов с краткими сведениями по географии и хронологии древней, в виде необширного обозрения.

Историю Российской Державы и историю Российской Церкви в виде полных обозрений, но необширных.

Между тем воспитанники занимались бы сочинением поучительных писем, бесед и слов. Писали бы небольшие рассуждения и на латинском языке. Учились бы языкам английскому, немецкому, французскому, по произвольному выбору и по мере способностей.

Назначаемые для обращения магометан учились бы языку арабскому, татарскому, турецкому и персидскому. Назначаемые для обращения народов ламского суеверия учились бы языку монгольскому. Назначаемые для обращения иудеев обучались бы языку немецкому. Эти читали бы Новый Завет и на еврейском языке.

В четырех последних классах читали бы введения в пророческие книги Ветхого Завета и в Апокалипсис – Нового, и сами эти книги в оригиналах и в переводах славянском и русском, с краткими важнейшими примечаниями, с отчетом по грамматическому разбору текста еврейского и греческого, и многие весьма важные откровения утверждали в памяти на языках оригинальном и русском.

Проходили бы руководство к защищению христианской веры восточного исповедания и к обличению гибельных заблуждений, особенно в язычестве, иудействе, магометанстве, и при том ересей и расколов, какими ныне болезнует российский народ.

Учение о должностях вообще служителей Церкви и в особенности миссионеров.

Физику в полноте по необходимости, и также химию.

Наконец, руководство ко врачеванию разных болезней человеческого тела, довольно полное по состоянию служителей Церкви.

Между тем воспитанники сочиняли бы миссионерские письма, воззвания, поучения на языках российском, татарском, монгольском, немецком и еврейском.

Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению Христианской веры между евреями,магометанами и язычниками в России

Tags: духовное образование, миссионеры, монастыри, преп. макарий (глухарев)
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments