Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Categories:

Эти частные попечители представляли бы ангелов-хранителей между воспитанниками

XVI

Город Владимир. Историко-культурное наследие.Благонравные иноки из общежительных монастырей и другие благоговейные мужи и старцы, вступившие в братство образовательной миссионерской общины, проходили бы и в сем заведении весьма полезное служение, если бы поставляли их между учащимися отроками и юношами в должности частных попечителей, подчиненных общему инспектору и дающих ему, а иногда и непосредственно самому начальнику общины отчет в исполнении своих обязанностей. Но прежде так построили бы самый корпус для воспитанников, что между назначенными для них покоями были бы размещены келии и для этих частных попечителей. В одном покое помещалось бы воспитанников отроческого возраста от 7 до 10, а юношеского по два или по три воспитанника. Каждый такой покой имел бы своего частного попечителя. Из каждого покоя, кроме выхода в коридор, была бы двойная дверь в покой частного попечителя.

[Обязанности этих частных попечителей были бы:]

Обязанности этих частных попечителей были бы: в каждый учебный день совершать с воспитанниками утренние и вечерние молитвословия в келиях, а, после молитвословия, чтения из Евангелия; приучать их к содержанию покоев, постелей, белья и всего одеяния в чистоте, помогать им наживать вкус к порядку, расчетливости и скупости в употреблении времени и к трудолюбию; мало-помалу руководствовать их к памятованию присутствия Божия, к молитве мысленной, к немедленному отсечению худых помыслов, к искреннему исповеданию согрешений своих, к приобретению навыка говорить правду и ненависти к обману, лжи, лукавству и лицемерию; помогать им, если возможно, в исполнении школьных повинностей, утешать их в печалях, посещать их в больнице, разбирать и решать их размолвки; не терпеть сквернословия между ними; смотреть и расспрашивать, не терпят ли недостатка в чем и немедленно о всякой нужде ходатайствовать; по временам принимать участие в невинных увеселениях их, и самые прогулки с ними неприметным искусством обращать в поучительные разглагольствия, наблюдения и гимнастические упражнения; словом, учить этих отроков, учить этих юношей веселиться, но безвредным, безгрешным и благородным образом.

Эти частные попечители представляли бы ангелов-хранителей между воспитанниками. Они сидели бы между ними за трапезою; они стояли бы между ними в церковном богослужении; иногда они принимали бы на себя ответственность за какие-нибудь прегрешения меньших братий своих и определенными молитвами с поклонами до земли исполняли бы в церковных собраниях епитимию за них к душевной пользе своей, своих воспитанников и всей общины. Эти частные попечители историю каждого дня своего рассказывали бы общему инспектору, а он ежедневно вечером приходил бы к начальнику общины сказывать о состоянии воспитанников.

[откуда взять такое множество этих попечителей частных?]

Не думаю, чтобы этот способ надзора и попечения о нравственности воспитанников не казался для многих сообразным цели, благонадежным. Но принятию и введению его в употребление препятствует недоумение, не престающее вопрошать: откуда взять такое множество этих попечителей частных? Хотя мы и говорили уже об источниках и о некоторых условиях, которые надлежало бы прежде всего исполнить, чтобы эти источники не истощались, не сокрывались. Спаситель говорит всем: «Просите и дастся вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам». Между тем справедливость требует, чтоб мы пользовались и теми средствами, которые Провидение ныне же посылает, дабы силы, кажущиеся малыми, возрасли и умножились. Ученикам Христовым надлежало принять из святых рук Его пять хлебов, раздроблять их народу по слову Его, чтоб хлебы умножились силой  чудодейственного благословения, и с избытком оказались достаточными для насыщения пяти тысяч. Не будет ли благоугодна церковному правительству мысль, которую погребсти в могиле молчания не осмеливаюсь, хотя и объявлять ее почитаю себя недостойным, –   направить от Святейшего Синода ко всем сословиям, составляющим Российскую Церковь, пастырское воззвание, которое возбуждало бы в народе дух страха Божия, покаяния, благочестия, и в особенности любовь к Спасителю и ревность к прославлению имени Господа Иисуса Христа в обращении к Нему столь многих народов, еще не верующих в Него, но имеющих в Нем и для них всегда отверстую дверь Царства Небесного, и чтобы каждый год, в День сошествия Св. Духа на апостолов, [оно] было произносимо на великой вечерне в кафедральном соборе епископом, в монастырской церкви  –  настоятелем, а в каждой приходской – священником. Не явилось ли бы это действительным и плодоносным во многих душах? Не привело ли бы многих боголюбцев на службу в миссионерскую общину? Впрочем, это воззвание всегда и во всякой церкви висело бы за стеклом, в приличной раме и в таком месте, где всякий мог бы читать его. К нему было бы прибавлено в самых кратких словах указание на общежительный миссионерский монастырь близь Казани, куда мог бы всякий благонамеренный христианин придти в несомненной надежде, что он там будет принят с любовью и найдет с пищей  и одеянием работу по силам своим, которая будет входить во всеобщую сумму миссионерского дела. Воображаю также, что в составе миссионерского общества будут многие благочестивые особы из сословия господ-помещиков. Тогда не будет ли приятно доброму господину, не охотно ли согласится всякая человеколюбивая госпожа поискать между вверенными им на добро земледельцами душ, отрешенных от мира, и хотя в мире живущих, но уже распятых для мира и для которых самый мир уже распят Крестом Господа Иисуса Христа, т. е. противен и не потребен, как труп распятого? Но в таких душах апостольский дух живет. И какая это была бы услуга и жертва Спасителю, какое добро для Святой Церкви Его, если бы господа соизволяли провожать этих людей в миссионерскую общину, а через четыре года искуса присылать в монастыри, по одобрительному отзыву и ходатайству настоятеля давать чистое увольнение им для вступления в миссионерскую службу с тем условием, чтобы они ни в какой другой монастырь, ни в какую другую службу, ни в какое другое звание вступить не имели бы права. Иным же господам и госпожам миссионерское общество представляло бы потребное количество денег, чтоб такие свечи вынимать из-под сосуда и поставлять на подсвечник, дабы светили всем находящимся в доме. Таких же людей и на таких же условиях правительство христианское, без всякого значительного убытка для державы и армии, соизволяло бы отпускать из военного звания в миссионерскую образовательную общину. Там они служили бы Царю Небесному и Государю в охранении юных сердец от порока, во брани с духами злобы и с их союзницами  –  страстями и похотями, и в молитве, прошениях, молениях, благодарениях за царя и за всех начальствующих. Могут быть и другие различные способы и случаи к обретению добрых сотрудников для Святой Церкви как в разных делах при воспитании юношей миссионерского назначения, так и в самом проповедании Евангелия евреям, магометанам и язычникам, когда и члены Российского миссионерского общества будут ходит близь моря Галилейского, т. е. житейского, воздвизаемого напастей бурею, но ходить со Христом и с попечением в сердце о делах Царства Божия.

Иоанн приводит Андрея ко Иисусу, Андрей приведет брата Петра ко Иисусу. Сам Иисус найдет Филиппа и скажет ему: «Иди за Мною», а Филипп приведет Нафанаила к Иисусу. По мнению моему, даровитые и в Церкви известные богоугодной жизнью и духовной опытностью настоятели общежительных монастырей доставили бы миссионерской обазовательной общине весьма щедрые и благотворнейшие пособия добрыми подвижниками, если бы указы в рассуждении сего дела были сопровождаемы к ним благоприятными письмами первой особы в Святейшем Синоде, если бы за усердие к Церкви, многократно ознаменованное таким образом, священнейшему сословию было благоугодно изъявлять аввам признательность благословительными грамотами и другими возбудительными мерами утешения подкреплять и усиливать в них усердие. Между тем, надлежало бы вводить их в Российское миссионерское общество и давать им право именоваться и в подписях членами оного. Впрочем, не всем вдруг, а одному после другого, с довольным промежутком времени, начиная с известнейшего Церкви по житию богоугодному и по опытности духовной, как, например, отец Филарет, настоятель Богородицкой Глинской пустыни. Если бы вопросили меня о настоятеле для образовательной миссионерской общины, откуда взять его? Признаюсь, я отвечал бы: отца Филарета из Глинской пустыни. И я уверен, что в улей, порученный ему, летело бы множество пчел. По институту, он мог бы получить благонамеренного помощника из ученых монахов.

Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению Христианской веры между евреями,магометанами и язычниками в России

             
Tags: воспитание, миссионеры, преп. макарий (глухарев)
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments