XIII
Как назначение образовательных миссионерских монастырей мужского и женского, есть образование благонадежных миссионеров и подвижниц, достойных сего же звания, то поистине самые сообразнейшие сему назначению уставы тех сословий иноческих, весь словарь которых, как говаривал один из пастырей Церкви, заключается собственно в двух словах: «благослови и прости». Благослови – в этом слове вся наука послушания сосредоточена. Надлежит отказаться от хотения своего, когда нет на него благословения власти, а когда власть повелевает, тогда должно сказать «благослови» и исполнять повеление, хотя бы оно было весьма противно собственной воле. Прости – в этом слове содержатся великие уроки самопознания, святой ненависти ко греху и покаяния, добровольное самопредание Правосудию Божию, епитимия истинная и целебная, жертва Богу приятнейшая, исполнение заповеди Христовой: «не противься обижающему», путь превосходнейший. Но мне кажется, что я невиновен, и я хочу сказать об этом. А в самом ли деле так?
Может быть, я не виноват, но это еще не то же, что и невиновен. И так, не лучше ли войти в присутствие Божие, поставить себя перед Сердцеведцем, помянуть беззакония свои, от искреннего сердца выговорить: «прости», чтобы найтись во Христе с невинностью Его, а не своею? Поистине, эти слова – благослови и прости – суть убийственные для самолюбия и своеволия и воскресительные для любви Божией в сердце, для воли Божией в воле твари, для силы Божией в немощи человеческой. Поэтому нет лучше способа к раскрытию достойных благовествования Христова мыслей, чувствований и дарований в душах благонамеренных, как упражнение в отсечении собственной воли, как изучение и усвоение кроткого сердца Иисусова самоуничтожением, терпением огорчений, поруганий и умерщвлений в человеческой воле несправедливых, но в воле Божией праведных, очистительных, благотворных. Образовательный миссионерский монастырь, как мужской, так и женский, соделался бы достойным именоваться школой Христовой, когда ни одна буква этих слов: благослови и прости, звучала бы в устах, но самый дух послушания и смирения христоподражательного был бы украшением общины. Ибо мы видим, что всё служение Иисуса Христа в искуплении человеков, как высочайшего посланника Божия, было одно послушание Богу-Отцу с первой минуты воплощения, даже до смерти и смерти крестной, и что прежде вступления в открытое служение посланничества Своего, Он восхотел побывать в послушании Пречистой Матери Своей Деве Марии и праведному Иосифу, хотя они были твари Его.
Journal information