В данном сообщении мне хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые моменты духовного пути оглашаемых, связанные не столько с дисциплиной правил, не столько с рамками и формами, сколько с содержанием огласительного процесса. Постараемся обратиться к тому опыту, который приобретает оглашаемый при переходе на второй этап оглашения, когда он становится собственно просвещаемым. При этом важно помнить, что вера человека в Бога всегда остается для нас в большой степени тайной, и относиться к ней следует не только с известной мерой такта, но и с благоговением. Ни один катехизатор, как бы он ни был методически подкован в вопросах оглашения, не может сказать, каким конкретным образом прорастает зерно веры в сердце человека. В то же время Церковь имеет свой взгляд на эту тайну, а также опыт рефлексии веры оглашаемых. В церковной огласительной традиции зафиксирован опыт того, что в какой-то момент оглашаемый как бы явно переходит на новую ступень своего духовного восхождения, а Церковь, соответственно, в лице катехизатора, помощников, поручителей, как бы дает своего рода санкцию на этот шаг. Такой же переходный момент в духовном пути оглашаемого связан с его признанием Церковью как просвещаемого. (Все, наверное, помнят возглас «все просвещаемые, приступите», который, в частности, Великим постом звучит на Литургии преждеосвященных даров.)
Каковы внутренние предпосылки и условия этого перехода? Сегодня уже звучал один важный критерий, когда речь шла о смертных грехах. Некоторые могут задать вопрос: «А почему именно ко второму этапу человек должен решить проблему смертных грехов?» Постараемся в этом разобраться.
Journal information