Святоотеческая традиция в сфере оглашения просвещаемых достаточно разнообразна. Как и сейчас, тогда [1] в церковь приходили и, соответственно, в оглашении нуждались самые разные люди, живущие в разных условиях, имеющие различный культурный уровень и социальное положение. Рим II века — совсем не то же самое, что Иерусалим или Александрия IV века или тем более Испания VI века.
Трудно говорить о каком-то «золотом веке» святоотеческой катехизации, поскольку к моменту ее формирования в наиболее полном виде уже начинают действовать и тенденции, ее разрушавшие (например, в IV в., когда складывается мистагогическая часть оглашения, размываются границы первого этапа, оглашения «слушающих», традиционно определяемого как три года [2], так как, с одной стороны, появляется тенденция откладывать крещение на неопределенный срок (часто до смерти), а с другой стороны, сильно его сокращать (появляется «священная география», и люди специально паломничают, чтобы принять крещение в Иерусалиме). В этом смысле этап оглашения «просвещаемых» оказывается наиболее стабильным и хорошо описанным. Сохранились как записи текстов, обращенных к оглашаемым («Поучения огласительные и тайноводственные» Кирилла Иерусалимского, «Гомилии огласительные» Иоанна Златоуста и др.), так и некоторые наставления катехизаторам («Большое огласительное слово» Григория Нисского, «О том, как оглашать людей необразованных» блж. Августина).
Комментировать
Journal information