«Увидеть Человека в человеке» — круглый стол, посвященный проблемам восстановления исторической памяти и сохранению культуры, но в центре внимания был поставлен вопрос о человеке, действующем в истории, здесь и сейчас.
Предлагаем продолжить знакомиться с мыслями, звучавшими на круглом столе 1 июня в конференц-зале воронежского Дома актера. 1 часть публикации о круглом столе – здесь.
Культура и история
Вопрос о культуре вызвал, наверное, наибольший отклик среди всех участников. Сошлись на мнении, что культуру нужно охранять не столько от материального, сколько от духовного вандализма; что культура сегодня терпит ущерб из-за невежества, незнания.
Наталья Ершова, член братства: «Общество привыкло к легкому достижению своих целей, на этом обычно и останавливаются. У современных людей часто нет навыка серьезно думать, но этому можно учиться. Нужно ставить вопросы и отвечать на них себе и своим детям. Чем больше вопросов – тем больше человек думает и размышляет, тем меньше остается поверхностных аспектов нашей истории».
«Без культуры человек не может выйти из ловушки собственного эгоизма и порока. В подлинной культуре — спасение всего человечества, умение видеть другого, а не только себя», – отметил Вячеслав Битюцкий («Мемориал»).
Перекати-поле
Как отдельные люди оказывают неизгладимое впечатление на жизнь других, так и сами добровольческие инициативы преображают общество.
Сегодня многие очевидные реалии современной жизни говорят нам об отсутствии культурной и духовной преемственности, внутренней укорененности и ответственности за историю. «Общественное воздействие движений – это прежде всего помощь людям не быть подобно перекати-полю, – считает Алексей Евстигнеев. – Восстановление исторической правды, осмысление истории – это обретение корня, который не только нас держит, но и питает силами во всевозможные ураганы жизни и помогает остаться человеку человеком, а народу — народом».
Можно констатировать, что воздействие инициатив по восстановлению культурной и исторической памяти – в уникальной возможности собирать людей, объединенных в свободном созидательном действии. Способность неравнодушных людей собираться вместе – и в этом неоценимое достоинство добровольных сообществ! – рождает открытость к другому опыту, способность сопротивляться злу, уметь различать подлинное и его подмены, жить в духе вдохновения и творчества. Через приобщение к настоящей культуре, через духовное просвещение рождается способность и стремление видеть и никогда не терять образ Божий в каждом человеке.
Участники круглого стола
Галина Митрофановна Умывакина (поэт, председатель Воронежского регионального отделения Союза российских писателей, член Мандельштамовского общества) и Вячеслав Ильич Битюцкий (председатель Воронежского историко-просветительского общества «Мемориал»). Благодаря их — совместной с ближайшими единомышленниками и друзьями – деятельности в Воронеже совершается непрестанное усилие живой, обращенной к человеку памяти. К примеру, это инициатива по созданию одного из первых в стране памятников Мандельштаму, который Галина Митрофановна называет памятным местом, посвященным всем жертвам советских репрессий (им ведь пока что памятника в городе нет).
Алексей Геннадиевич Евстигнеев (председатель малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского). Братство во имя свт. Тихона Задонского – это неформальное и неприходское объединение православных христиан, существующее в Воронеже уже около двадцати лет и стремящееся к христианскому просвещению своих сограждан, возрождению исторической и духовной памяти. Свято-Тихоновское братство является частью Преображенского содружества.
Наталия Петровна Тимофеева (к. и. н., историк-германист, руководитель Воронежского регионального Центра устной истории; один из их проектов – сотрудничество с музеем Аушвиц-Биркенау (Освенцим), в том числе студенческое волонтерство; волонтеры привлекаются и для расшифровки специальных многочасовых интервью с ветеранами и людьми, пережившими Великую Отечественную войну). Наталия Петровна представляла не добровольческое движение, ее работа требует высокого профессионализма, но родился Центр как творческая свободная инициатива, и по духу работа в нем остается такой же.
Елена Альбертовна Устинова (сотрудник библиотеки имени А. Кольцова, краевед, экскурсовод). Темы ее экскурсий касаются истории города, выдающихся личностей, живших в нем (Мандельштам, Маршак, Жигулин, Платонов и др.), а также простых людей в различные эпохи, в разных обстоятельствах. Слушатели охарактеризовали ее деятельность как «живое краеведение», через которое совершается ликвидация лакун пустоты жизни, возведение из пустоты, наполнение ее смыслом.
Ольга Фаддеевна Рудева (краевед, экскурсовод, координатор сообщества «Архдозор» — в отличие от московского «Архнадзора», по образованию математик). Это полностью добровольное сообщество. Его первоочередная задача — спасать старинные здания от сознательного варварского разрушения, порою вскакивая на «рыцарскую защиту» посреди ночи. Кроме того, Ольгой регулярно проводятся экскурсии, где речь идет не только об улицах и зданиях, но и о судьбах людей, их строивших, в них живших, часто занимавшихся благотворительностью. Большое внимание придается теме репрессий советских времен. Устраиваются уличные литературные читки. В течение года силами сообщества проводятся два краеведческих фестиваля.
По материалам сайта psmb.ru
Предлагаем продолжить знакомиться с мыслями, звучавшими на круглом столе 1 июня в конференц-зале воронежского Дома актера. 1 часть публикации о круглом столе – здесь.
Вопрос о культуре вызвал, наверное, наибольший отклик среди всех участников. Сошлись на мнении, что культуру нужно охранять не столько от материального, сколько от духовного вандализма; что культура сегодня терпит ущерб из-за невежества, незнания.
Наталья Ершова, член братства: «Общество привыкло к легкому достижению своих целей, на этом обычно и останавливаются. У современных людей часто нет навыка серьезно думать, но этому можно учиться. Нужно ставить вопросы и отвечать на них себе и своим детям. Чем больше вопросов – тем больше человек думает и размышляет, тем меньше остается поверхностных аспектов нашей истории».
«Без культуры человек не может выйти из ловушки собственного эгоизма и порока. В подлинной культуре — спасение всего человечества, умение видеть другого, а не только себя», – отметил Вячеслав Битюцкий («Мемориал»).
Перекати-поле
Сегодня многие очевидные реалии современной жизни говорят нам об отсутствии культурной и духовной преемственности, внутренней укорененности и ответственности за историю. «Общественное воздействие движений – это прежде всего помощь людям не быть подобно перекати-полю, – считает Алексей Евстигнеев. – Восстановление исторической правды, осмысление истории – это обретение корня, который не только нас держит, но и питает силами во всевозможные ураганы жизни и помогает остаться человеку человеком, а народу — народом».
Можно констатировать, что воздействие инициатив по восстановлению культурной и исторической памяти – в уникальной возможности собирать людей, объединенных в свободном созидательном действии. Способность неравнодушных людей собираться вместе – и в этом неоценимое достоинство добровольных сообществ! – рождает открытость к другому опыту, способность сопротивляться злу, уметь различать подлинное и его подмены, жить в духе вдохновения и творчества. Через приобщение к настоящей культуре, через духовное просвещение рождается способность и стремление видеть и никогда не терять образ Божий в каждом человеке.
Участники круглого стола
Алексей Геннадиевич Евстигнеев (председатель малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского). Братство во имя свт. Тихона Задонского – это неформальное и неприходское объединение православных христиан, существующее в Воронеже уже около двадцати лет и стремящееся к христианскому просвещению своих сограждан, возрождению исторической и духовной памяти. Свято-Тихоновское братство является частью Преображенского содружества.
Наталия Петровна Тимофеева (к. и. н., историк-германист, руководитель Воронежского регионального Центра устной истории; один из их проектов – сотрудничество с музеем Аушвиц-Биркенау (Освенцим), в том числе студенческое волонтерство; волонтеры привлекаются и для расшифровки специальных многочасовых интервью с ветеранами и людьми, пережившими Великую Отечественную войну). Наталия Петровна представляла не добровольческое движение, ее работа требует высокого профессионализма, но родился Центр как творческая свободная инициатива, и по духу работа в нем остается такой же.
Елена Альбертовна Устинова (сотрудник библиотеки имени А. Кольцова, краевед, экскурсовод). Темы ее экскурсий касаются истории города, выдающихся личностей, живших в нем (Мандельштам, Маршак, Жигулин, Платонов и др.), а также простых людей в различные эпохи, в разных обстоятельствах. Слушатели охарактеризовали ее деятельность как «живое краеведение», через которое совершается ликвидация лакун пустоты жизни, возведение из пустоты, наполнение ее смыслом.
Ольга Фаддеевна Рудева (краевед, экскурсовод, координатор сообщества «Архдозор» — в отличие от московского «Архнадзора», по образованию математик). Это полностью добровольное сообщество. Его первоочередная задача — спасать старинные здания от сознательного варварского разрушения, порою вскакивая на «рыцарскую защиту» посреди ночи. Кроме того, Ольгой регулярно проводятся экскурсии, где речь идет не только об улицах и зданиях, но и о судьбах людей, их строивших, в них живших, часто занимавшихся благотворительностью. Большое внимание придается теме репрессий советских времен. Устраиваются уличные литературные читки. В течение года силами сообщества проводятся два краеведческих фестиваля.
По материалам сайта psmb.ru
Journal information