Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

О духовном оружии наших дней

Оригинал взят у tamarafavor в О духовном оружии наших дней


Трагические события последних дней не могут нас оставить равнодушными. Вот и вчера, говоря об опыте новомучеников и исповедников в истории XX-го века, мы вышли на то, что и сейчас затребовано то духовное оружие, которым они владели в своем противостоянии злу.  Об этом, например, рукопись священномученика епископа Василия (Зеленцова; + 1930) - "В чем состоит верность Христу в церковной жизни", написанная им в 1929 году. В ней, распространявшейся "самиздатом", помимо прочего, говорилось о необходимости борьбы с советской властью всеми возможными способами. И возникает вопрос: какими?



Прежде всего, верностью Христу. А она подтверждается главной христианской заповедью - любовью. И эта любовь включает в себя отношение христиан друг к другу, особенно любовь тех, кто встал на путь ученичества. Но имеется в виду и любовь к внешним, и любовь к врагам. Сделать действенной такую любовь можно только на пути послушания Христу, по примеру того, как Он послушается Отцу Небесному. Значит, вчитываясь в библейское слово, важно слышать то, что именно сейчас говорит нам Христос о любви и послушании.

Первое, что приходит в сердце, это история с Силоамской башней, где звучат такие строки: "... думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете" (Лк 13:4-5). Значит, покаяние христиан в годы советской власти было очень важным действенным духовным оружием противостояния злу. Но подготовка к покаянию включает в себя молитву и пост, о чем достаточно сказано в Нагорной проповеди.

Впрочем, вспоминается еще и история с Ниневией - той страной, где был объявлен пост, который соблюдали не только люди, но и домашние животные. В Книге пророка Ионы говорится о злодеяниях народа и реакции Бога: "И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретище, от большого из них до малого" (Иона 3:5). И далее: "Чтобы ни люди, ни волы, ни овцы ничего не ели, ни ходили на пастбище и воды не пили и чтобы покрыты были вретищем люди и скот" (Иона 3:7-8). Подобная реакция народа на беду описывается у историка Геродода. Об этом пишет и Плутарх. Подробнее см. по ссылке: http://www.e-reading.by/chapter.php/70792/37/Yungerov_-_Vvedenie_v_Vethiii_Zavet._Kniga_2.html

Знамение Ионы (Мф 12:38-40), вообще, очень важно для понимания Божественной истории, которая творится вместе с историей человечества и в которую мы призваны войти. Но, по дару свободы, дарованной нам от Бога, можем этого не захотеть. "Роду лукавому и прелюбодейному" принять это знамение нелегко. Людям, пережившим опыт покаяния, подобный опыту ниневитян, - легче.

Новомученики и исповедники веры не раз задумывались о причинах смены власти в стране и о гонениях на верующих. Вот и священномученик Макарий Моржов; + 1931) на допросе, отвечая следователю на вопрос об отношении к советской власти,  говорит, что "как только народ стал отходить от веры и грехов накопилось много, тогда Бог и попустил советскую власть". И далее: "Это наказание будет продолжаться до тех пор, пока люди не одумаются и опять станут признавать Бога, ибо за благоделание Бог награждает. Пошлет ли Он награду в виде другой власти или сделает как-нибудь иначе - сказать не могу, так как пути Господни неисповедимы ..."

Понятно, что плоды евангельской любви зависят от человека. Епископ Василий (Зеленцов) проповедовал, писал книги, расходившиеся "самиздатом", занимался переводом богослужения на русский язык. Иеромонах Макарий (Моржов), будучи "простецом", свою жизнь положил на пастырские беседы, утешал, вдохновлял, исповедовал. Епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий) занимался катехизацией и помогал закончившим научение объединяться, чтобы держаться вместе и жить по-братски. Взял на себя ответственность за духовное возрастание членов общины Василий Савельев, будущий священник, о. Сергий (Савельев), и, находясь в ссылке, писал им письма. Каждый день, неважно: в тюрьме или в ссылке - совершал литургию о. Таврион (Батозский). А вот о. Михаил Суханов, оставив семью, тридцать лет проходил по селам и деревням Уральского края, крестил, венчал, отпевал. НКВД-шники развесили его фотографию, назначили награду за поимку, но так и не нашли. Православные сберегли своего батюшку, и он упокоился не от пули, а в постели, в избе одной из верных. От его трудов любви остался потрепанный чемодан, где он хранил крест, евангелие и богослужебные книги... И это только несколько примеров жизни верных в эпоху гонений...

Сейчас время другое, скажут мне. Время-то другое, а вот наступление зла - все то же, если не сильнее, в своей агрессии. Все так же погибают люди, падают самолеты, сходят с путей вагоны с пассажирами в метро. Можно, конечно, отгородиться от этих известий, окаменеть сердцем, думать, что меня-то не коснется. Но если внутри сидит боль или даже просто страх за себя или за своих родных и близких, то надо попробовать честно ответить себе на вопрос:
- А мы? Как верим, так и живем?
Tags: вера, власть, гонения, исповедники, новомученики, церковь
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments