Сегодня все, кроме самого молодого поколения, помнят, как в советские времена — времена гонений на Церковь — запрещали праздновать Пасху. И, тем не менее, даже в годы жесточайших гонений, Пасху старались праздновать всегда и везде, даже в лагерях, ссылках, тюрьмах и одиночных камерах. Каждое такое празднование Пасхи было чревато продлением срока или смертной казнью.
Тому подтверждение — богослужебный опыт новомучеников и исповедников Русской церкви, о котором вспоминали на Просфориаде* нашего братства. Пасхальным богослужением, объединяющим по своей сути, нельзя было пожертвовать ни при каких обстоятельствах. Богослужебных книг в таких местах не было, и поэтому служили то, что помнили наизусть.
Инна Ткаченко, выпускница Свято-Филаретовского института, рассказала о воспоминаниях архимандрита Сергия (Савельева): во время строительства железной дороги Пинюг-Сыктывкар Пасхальную ночь встречали общим пением. Часто инициатором пения был один человек — священник или мирянин, который своим бесстрашием заражал других. (В этом году 7 мая исполнилось 115 лент со дня рождения арихим. Сергия Свельева.)
Другое воспоминание, прозвучавшее на Просфориаде: о воронежских женщинах — политических заключенных, которые в колымских лагерях отказались от работы на Пасху. В качестве наказания их загнали в ледяную воду, а они в ней стояли и пели стихиры Пасхи.
Можно приводить множество примеров исповедничества совсем простых людей, имена которых до нас не дошли, но важно одно: однажды обретя веру в Воскресшего Христа, духовная победа для многих узников была важнее самой жизни.
*Просфориада — от древне-греческого слова «просфора», (предлог προ и глагол φέρω — нести), которое буквально означает «приносимое») — праздник, где все приносят «приношения»: в данном случае, воспоминания о праздновании Пасхи, рассказы из жизни новомучеников и исповедников веры, песни, стихи, спектакль или сценки, видеоролики, поделки и пр.
Тому подтверждение — богослужебный опыт новомучеников и исповедников Русской церкви, о котором вспоминали на Просфориаде* нашего братства. Пасхальным богослужением, объединяющим по своей сути, нельзя было пожертвовать ни при каких обстоятельствах. Богослужебных книг в таких местах не было, и поэтому служили то, что помнили наизусть.
Инна Ткаченко, выпускница Свято-Филаретовского института, рассказала о воспоминаниях архимандрита Сергия (Савельева): во время строительства железной дороги Пинюг-Сыктывкар Пасхальную ночь встречали общим пением. Часто инициатором пения был один человек — священник или мирянин, который своим бесстрашием заражал других. (В этом году 7 мая исполнилось 115 лент со дня рождения арихим. Сергия Свельева.)
Другое воспоминание, прозвучавшее на Просфориаде: о воронежских женщинах — политических заключенных, которые в колымских лагерях отказались от работы на Пасху. В качестве наказания их загнали в ледяную воду, а они в ней стояли и пели стихиры Пасхи.
Можно приводить множество примеров исповедничества совсем простых людей, имена которых до нас не дошли, но важно одно: однажды обретя веру в Воскресшего Христа, духовная победа для многих узников была важнее самой жизни.
*Просфориада — от древне-греческого слова «просфора», (предлог προ и глагол φέρω — нести), которое буквально означает «приносимое») — праздник, где все приносят «приношения»: в данном случае, воспоминания о праздновании Пасхи, рассказы из жизни новомучеников и исповедников веры, песни, стихи, спектакль или сценки, видеоролики, поделки и пр.
Journal information