Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Categories:

Женский день или праздник веры и свидетельства?

Оригинал взят у pravsophia в Женский день или праздник веры и свидетельства?
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Христос Воскресе!
                                                                               

Очередное воскресение после Пасхи, братья и сестры, посвящено памяти святых жен-мироносиц. Предыдущее было посвящено Фоме, а вот теперь – женам-мироносицам. И по сути дела, Фома – это тот, с кем ассоциируется неверие, а женщины – это те, с которыми ассоциируются слабость и безвольность.  И даже несмотря на то, что в Евангелии, в Библии явно проводится мысль о достоинстве женщины наравне с мужчиной и о различии их даров и их призваний, все равно в нашей жизни на протяжении веков было так, что Слово Божие использовали, чтобы как-то обосновать, что женщина ниже на ступеньку, и она ничего не достойна, и так далее. Было время, когда женщина была совершенно бесправна. И вот, братья и сестры, если внимательно читать Евангелие, события после Воскресения очень сильно меняют взгляд человека на эти вещи.

Для начала хотелось бы немного отвлечься и отметить, что и у нас на сегодняшний день, несмотря на тот расцвет веры, который есть в церквях, все равно светский взгляд одерживает верх. Что я имею в виду? Имею в виду то, что Воскресение, день Жен-Мироносиц, эту неделю берут и ассоциируют с тем, что это такой у нас праздник женщин. Есть 8 марта – это такой светский праздник, но на него мы цветы не дарим! А дарим женщинам именно в день Жен-Мироносиц.  Или дарим подарки. Конечно, это замечательно, есть и эта сторона, но глубина праздника совсем не в этом. Может получиться ненароком, что пройдет года два-три, и мы низведем православие до каких-то праздников, формальностей и глубину не почувствуем.

И вот Евангелие – это как всегда то, что дает почувствовать глубину. Какая она здесь? Вот если  объемно представить те события и вспомнить, что там было, то получается, что ходили несколько лет ученики-мужчины, впитывали Слово Божие, очень многое вбирали в свое сердце. И вот случились известные события, а их нет, так, что даже женщины,  которых сердце любящее влекло ко Гробу Того, Кто уже долгое время был с ними и говорил о многом, растерялись – некого было позвать-то с собой, чтобы отвалить камень от Гроба. И это очень важный момент, потому что это момент истины, момент уверения в тех словах, которые Господь произносил, и вдруг в этот момент мужчин не оказывается.  И вот, братья и сестры, это тоже очень напоминает нашу действительность. Если Вы посмотрите, как правило, в храме женщин больше, а мужчин меньше. Многие из-за этого расстраиваются, но на самом деле Евангелие повторяется. И  для того, чтобы мужчин стало больше, должно пройти больше времени и нужно потрудиться.  В Евангелии, которое сегодня читалось, в конце говорится, что женщины боялись, и это тоже правда жизни, потому что очень часто женщины боятся открывать своим мужьям какие-то вещи, и говорить, и свидетельствовать о Господе и о Его славных делах. Очень часто мне как священнику приходится видеть, что есть смущение и какой-то страх, чисто женский, интуитивный, который каких-то вещей не позволяет сказать мужчинам. Очень часто, как только женщины начинают преодолевать этот страх, многое меняется.

Жёны-мироносицы у Гроба

Чего же они боялись? Во-первых, они боялись просто этого события: произошло что-то страшное, что-то совершенно неожиданное. Камень был отвален, но у них даже не появилось мысли, что Господа кто-то украл, у них появилась мысль, что кто-то пришел раньше них. И они спокойно взошли в Гроб. Гроб находился в скале, был высечен, и туда заходили так, как в квартиру мы сейчас заходим, не нужно было в землю опускаться, можно было войти. Единственное, что вход был не очень удобен, и им приходилось нагибаться. И когда они вошли и подняли головы, то, конечно, испугались, потому что вместо тела Спасителя там был какой-то молодой человек. Явно сказано в Евангелии, что они увидели не ангела, а юношу в светлых одеждах. Конечно, они испугались, но когда он им всё это сказал, то они пошли, всё это в сердце имея. Но стали бояться уже другого, прекрасно зная, что слушать их никто не будет, ведь женщина не имеет никакого права свидетельствовать мужчине, и это тоже очень напоминает нашу современную ситуацию, хотя обстановка уже сильно поменялась.  И вот только тогда, когда они всё-таки начинают открывать сердца свои, они начинают делиться, апостолы (об этом в Евангелии дальше будет сказано) начинают думать, перестают сидеть на месте, и каждый, кто как может, двигается, бежит ко гробу, сообщает другим и так далее. В разных отрывках говорится, что несмотря на то, что апостолы были порознь, в разных местах, они уже разошлись даже по своим местам работы, по своим сферам, где раньше трудились, всё равно слух очень быстро облетел их, и  двое, которые ушли далеко из Иерусалима, они говорили  путнику, которым Христос и оказался, о том, что «разве ты не знаешь о событиях, которые произошли» и «вот многие из женщин говорят о Воскрешении».

И поэтому, братья и сестры, этот день, сегодняшний день, память жен-мироносиц – это  день достоинства как женщин, так и мужчин. Потому что мужчин это совсем не умаляет, мужчин это должно вдохновить. Потом, к концу семейной жизни, когда дети уже взращены, мужчины часто говорят о многом, что изменилось в их жизни благодаря подвигу супруги, благодаря ее добродетели, благодаря ее вере. «Я вот такой и такой был, не верил ей, не доверял, думал, что все это ерунда». Потом мужчины видят, какие дети у его соседа, и видят, какие дети у них, и понимают.  Единственное, чего не хватает от женщин, это вот этой ревности и преодоления страхов. Не надо смущаться. Потому что есть боязнь, что разведется, бросит, подумает, что дурная какая-то, глупая и так далее,  и эти вещи очень сильно держат нас, как в узле, как в тюрьме. Этого не надо смущаться. Тут как раз жены-мироносицы очень сильно показывают своим примером, что, если тайна Божия открылась нам, если  Господь явился, если всё-таки это произошло, то не надо этого смущаться. И очень много примеров есть, подтверждающих, что когда мы из какой-то открытости делимся и говорим о Боге, то на какие-то частности люди уже не смотрят.

Надо понимать, что если на сегодняшний день мужчины не могут уверовать, это обозначает, что наших слов недостаточно. И не нужно делать вывод, что «я больше ничего говорить не буду» своему мужу, близкому, дедушке, отцу или еще кому-то. Был у нее вариант один, сказала, «не захотел – и не надо». Вот это, конечно, большая ошибка. Ведь женщины и мужчины по-разному устроены. Очень привычно нам говорить так, как мы сами это понимаем, и говорить так всем.  И женщины просто не чувствуют порою, что делают упор на то, как они по-женски понимают, и думают, что мужчина должен мыслить одинаково с ней. Важно знать, что есть такой язык – язык понимания. И именно его нужно применять, когда мы делимся своей верой.  Если человек не чувствует, и не открывается, и каким-то образом до него не доходит, это не означает, что мы плохо трудимся, это означает, что мы говорим не тем языком, не на те моменты делаем акцент. Важно понимать, что при известной религиозности, духовности (а в женщине очень часто интуитивная часть очень сильна),  при доверии  Богу, какая-то логичность, ясность, понимание и  нерасторопность – это то, что нужно для уверения мужчин.  Фома в первое воскресение после Пасхи – это человек, который берется поднимать руки и вкладывать их Господу в рёбра. Фома – это символ мужчины, который желает всё потрогать, всё пощупать и потом уже, взвесив всё, сделать шаги. Если бы это было богохульство, то Господь бы Фому обвинил и сказал бы: «Отойди, неверующий!» Но Господь сам явился, Фома притаился и молчал, а Господь сказал ему: «Возьми свою руку и вложи Мне в рёбра». Господь благословил это сделать, потому что это нужно, хотя произнёс: «Блаженны невидевшие и уверовавшие».

И поэтому сегодняшний день – это, конечно, и праздник женщин, и явление глубины веры, ревности и многих добродетелей, которые у них были, но это и день достоинства мужчин, потому что если у Бога один в достоинстве, то и второй всегда в достоинстве. Конечно, это должно вдохновить и женщин, и мужчин, что Господь настолько благ; это должно разрушить мифы, что в Церкви унижается достоинство женщины. Нет, не в этом  дело, как раз Евангелие ясно и чётко показывает, что велико достоинство женщин. Конечно, то, что Господь пришел и родился от Девы Марии,  тоже имеет большое значение.

И потом, кого, казалось бы, первой должна была достигнуть  новость о Воскресении, как вы думаете? Апостола Петра, наверное, раз он такой глубокий по вере, Иоанна Богослова, можно было бы подумать… Но нет, не они первые удостоились узнать новость. Даже в нашем мире очень часто имеет для нас значение, кто первый узнал. «Почему ты мне первому не сказал?» «Почему ты не мне, а ему сказал?» «Ты меня расстроил, я же тебе самый близкий…»  Да, вот так это бывает. И апостолы пришли к покаянию и через это тоже, потому что явно Господь дал понять, что вера в них есть, но подвига-то не было, и через это деяние, через явление женщинам первым Господь показал, что велико их достоинство, велика вера и велики плоды.

И если мужчины отвернулись от Церкви, то именно через женщину они вернутся обратно, ко Господу. Если женщина правильно поймет свое призвание и предназначение, не просто замкнется в себе, и будет ходить в храм, и вымаливать там мужа – атеиста, неверующего, плохого, курильщика и алкоголика, и прочее. Если она откроется, и будет какие-то вещи доверять мужчине, и являть какие-то вещи, а не агрессировать и не раздражаться, как это очень часто бывает.

Поэтому пусть Господь являет Себя в нашей жизни, пускай Воскресший приходит к нам, и вдохновляет, и придает нам сил, чтобы страхи пропадали, чтобы неуверенность в наших словах, хаос и сумбур отошли, чтобы степенность и разумность входили в наши сердца. Пусть Господь благословит как женщин, так и мужчин. Аминь. Христос Воскресе!

Проповедь произнесена священником Петром Боевым 4 мая 2014 г.
Tags: воскресение и жизнь, евангелие, мужи и жены, проповедь, свидетельство
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments