Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Авель, Авель, где брат твой Каин? св. Вячеслав Чешский

Оригинал взят у knigohod в Авель, Авель, где брат твой Каин?
8737
17 марта по новому стилю празднуется память перенесения мощей благоверного князя Вячеслава Чешского (938 г.). Предваряя небольшой материал, собранный из различных книг с описанием его жития, хочется упомянуть слова Георгия Федотова о том образе святости, которая, по мнению Г. Ф., характерна для святого Вячеслава. «Св. Вячеслав – готовый, совершенный образец святого и без мученической кончины. <…> Сама смерть его никак не может быть названа вольной. Когда брат бросается на него с мечом, он как рыцарь обезоруживает его и бросает на землю, и только подбежавшие заговорщики добивают его на пороге храма. Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа». (Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 49). Речь в данном случае идет об упоминании в «Сказании о Борисе и Глебе» имени св. Вячеслава Чешского, служившего примером святой жизни для вышеупомянутых блгвв. кнн. Бориса и Глеба.
Вячеслав Чешский [лат. Wenceslaus; чеш. Václav] (ок. 907 - 28.09.935), благоверный князь Чешский (922-935), св. патрон Чехии (пам. 4 марта и 28 сент.), сын чешского князя Вратислава и княжны Драгомиры из полабско-славянского племени гаволян, внук мученицы Людмилы и чешского князы Борживоя. Вячеслав воспитывался своей бабушкой Людмилой в христианском духе. Самостоятельное правление Вячеслава началось в 924 г. (922 г. по др. источн.).

«В 929 немецкий король из Саксонской династии Генрих I Птицелов и баварский герцог Арнульф совершили поход против Чехии. Несмотря на оказанное сопротивление, Вячеслав потерпел поражение и обязался платить дань». Тем самым Вячеслав уберег свою страну от разорения. Данная политика компромисса послужила началом «традиции св. Вячеслава». «Выполняя условия договора, Вячеслав в дальнейшем поддерживал хорошие отношения с Генрихом I и даже воздвиг в Праге храм в честь покровителя Саксонии св. Вита. Не исключено, что зависимость Вячеслава от немецкого короля стала причиной недовольства части чешской знати».
«Младший брат Вячеслава Болеслав и его дружинники составили заговор с целью убить Вячеслава. Чтобы осуществить это намерение, Болеслав позвал брата в свой «град», известный в более поздних источниках как Стара-Болеслав, на празднование дня памяти святых Космы и Дамиана. Вячеслав, хотя и знал о планах заговорщиков, не принял никаких мер и приехал на праздник. На следующий день, когда Вячеслав шел в храм к заутрене, Болеслав напал на него и ударил мечом, но не убил. Тогда он позвал на помощь дружинников, которые убили Вячеслава. Это произошло 28 сент. <>. Вячеслава похоронили рядом с храмом, его единомышленников преследовали. Спустя 3 года после убийства Вячеслава 4 марта они тайно перенесли останки князя в собор св. Вита».
«В версии, отразившейся в первом славянском житии, Вячеслав предстает образцовым христианином, который строил церкви, помогал священникам, справедливым правителем, защищавшим бедных, вдов и сирот. Однако отношения Вячеслава с матерью и братом описаны здесь иначе, чем в более распространенной версии. Изгнание матери автор жития объясняет интригами «мужей чешских», внушивших Вячеславу, что мать хочет отнять у него власть. Вячеслав затем раскаялся в своем поступке и вернул мать. После убийства сына она собрала разрубленные части его тела и оплакала его. Болеслав выступает в житии как орудие в руках «чешских мужей», он действительно хотел ударить брата мечом, но Вячеслав не дал ему это сделать, схватив и повалив на землю. Болеслав приглашает архипресв. Павла прочесть молитву над телом убитого брата. По этой версии сам Болеслав, раскаиваясь в своем поступке, приказал перенести останки Вячеслава в храм св. Вита. Эта версия, очевидно, была создана в среде, близкой к княжескому двору, с целью в наибольшей степени обелить членов княжеской семьи - прямых предков князей, правивших Чехией в X-XIII вв. Поэтому описание событий изложенной выше версии, связанной с духовенством собора св. Вита, представляется более близким к исторической действительности».

Использованы цитаты из статей в Православной энциклопедии (М., 2005. Т. 10. С. 166-168), в Католической энциклопедии (М., 2002. Т. 1. Ст. 1150-1152), а также др. материалы.
На фотографии: Капелла святого Вацлава в соборе святого Вита в Праге (Svatováclavská kaple v katedrále svatého Víta).


Tags: календарь, память, святые
Subscribe

  • Читаем Послание Иакова

    Глава 2 21-22 Разве наш праотец Авраам был оправдан не по делам, когда принес своего сына Исаака на жертвенник? Ты видишь, что вера содействовала…

  • Читаем Первое Послание Коринфянам

    Глава 1 4 Я всегда благодарю Бога моего за вас, потому что вам дан великий дар Его благодати через Христа Иисуса - Ведь и нам никто не мешает…

  • Читаем Послание Римлянам

    Глава 9 2-3 Велика моя печаль, и боль в сердце беспрестанна! Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа ради братьев — моих…

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments