Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Ключевая фигура русской жизни и русской культуры - доброволец

К десятилетию кончины Сергея Сергеевича Аверинцева мы публикуем фрагмент его доклада «ﬠַﬦ יְהֺוָה: Библейское наследие в русской перспективе», прочитанного  на конференции СФИ о духовных движениях в Народе Божьем

В древнееврейском языке Священного писания есть два слова, означающие народ, - по крайней мере два главных, важнейших слова: ﬠַﬦ и גוֺי. Историческое движение в сторону распределения ролей, функций между этими словами шло таким образом, что слово גוֺי все более резервировалось за языческими народами, а для святого народа Божия Ветхого Завета оставалось слово ﬠַﬦ. Первоначально это было не совсем так, первоначально египтяне могли в каком-то контексте называться ﬠַﬦ. Согласно тексту 11 гл. книги Бытия, когда-то, до вавилонского смешения языков и разделения человечества на непонимающие друг друга языковые общности, все представляли собой один народ (הֵן ﬠַﬦ אֶחָד). Если вспомнить пастернаковскую антитезу «народонаселенье и народ», то вот גוֺי - это скорее «народонаселенье», а ﬠַﬦ означает не всех людей, которые просто здесь живут и принадлежат к определенной, чисто этнической общности, но совокупность лиц, имеющих полноту прав и ответственности на своей родной земле, т.е. люди, ответственные так, как они были ответственны в патриархально-воинском обществе, люди, имеющие полноту прав, полноту участия в судебных и культовых действиях, включая также воинскую обязанность. Но эту последнюю обязанность мы не должны представлять себе наподобие военной службы в государственно организованных обществах. Предполагается скорее добровольчество. Вы помните, как происходит дело с Гедеоном: у него войско слишком большое, а Божья воля не такова, чтобы все эти люди с ним шли. "И сказал Господь Гедеону: [...] провозгласи вслух народа и скажи: «кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада». И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось" (Суд 7:2, 3). Так вот, десять тысяч, которые остались, - это ﬠַﬦ. А потом, как вы помните, из этих десяти тысяч и вовсе отбирают три сотни. И в песне Деворы нехорошо поминаются те, которые "не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми" (Суд 5:23). Так вот те, которые не пришли на помощь Господу, - они всего-навсего גוֺי, а те, которые пришли, храбрые, - это ﬠַﬦ.

<...> Если размышления над словом ﬠַﬦ принуждают нас вспомнить слово «добровольцы», то вспомним, до какой степени представители русской христианской мысли в различные столетия предполагали совершенно особую роль добровольцев всякого рода.

Читать далее
           
С.С. Аверинцев на конференции
На конференции "Духовные движения в народе Божьем"
Tags: газета "кифа", добровольцы, конференция, с.с. аверинцев, сфи
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments