Сергей Сергеевич познакомился с будущим отцом Георгием Кочетковым в 1970-е годы. В начале 1980-х бывал у него в Ленинграде во время учебы отца Георгия в Ленинградской духовной академии, где как-то раз совершенно потряс греческих студентов-монахов, прочитав им несколько обширных фрагментов из акафиста на греческом языке.
— Мы часто пересекались на конференциях, я подходил к нему, задавал вопросы, мы беседовали, — вспоминает священник Георгий Кочетков. — Потом, в начале восьмидесятых, он приехал в Ленинград и был в Духовной академии. Я в качестве студента принимал его там. Прошли встречи со студентами, хотя официального приема не было. С этого момента началось наше более глубокое общение. А когда в конце 1980-х годов нашей общине дали храм в подмосковных Электроуглях, он приезжал туда. Неоднократно мне приходилось бывать на квартире у Сергея Сергеевича. Я считал, что таких значимых для Церкви людей нужно особенно поддерживать.
Сергей Сергеевич называл отца Георгия Кочеткова своим духовным отцом. В свою очередь и отец Георгий «ощущал его, если угодно, своим духовным отцом»:
— Тем более, что я учился у него с шестидесятых годов: читал все его произведения, ходил на его лекции.
Постепенно, переходя вслед за отцом Георгием в другие храмы, Сергей Сергеевич стал помогать в алтаре, служить чтецом (по-гречески «анагност»), проповедовать с церковного амвона.
— Я всегда старался в храме давать ему возможность проповеди, чтения или служения, и я видел, какое это имело значение для него самого, - говорит отец Георгий Кочетков. — Он очень этого хотел, он этого жаждал – он хотел служить, несмотря ни на что, несмотря на все неблагоприятные моменты, какие были в церкви и в обществе, или в нём самом, или в нас.
По словам Александра Копировского, вначале чтец Сергий, облаченный в стихарь, выносил свечу неуверенно и даже несколько неуклюже, за что получил замечание от одной из пожилых ревностных прихожанок, Аллы Даниловны. Она предложила ему потренироваться в выносе свечи дома с собственным сыном Ваней. Это предложение Аверинцев смиренно выполнил и на следующей службе спросил у нее: «А сегодня у Вас есть ко мне претензии?». «Никаких», — последовал ответ. «Вот что значит вовремя выругать человека», — с удовлетворением констатировал Сергей Сергеевич.
На Преображение 1991 года Аверинцев участвовал во втором соборе Преображенского братства, который проходил во Владимирском храме на тот момент бывшего Сретенского монастыря. В это время в Москве шел путч ГКЧП, на улицах были БТРы. Несмотря на это, после литургии братство прошло большим крестным ходом по Большой Лубянке. Впереди вместе с отцом Георгием Кочетковым шел С.С. Аверинцев с Библией в руках.
-- Он и Библия — в этом я вижу что-то неразрывное. Для него это было то самое оружие, тот самый «меч духовный, который есть Слово Божие», как сказал апостол Павел. И сила этого меча чувствовалась: меч как бы отражал силы зла. Это была духовная брань, — говорил позже отец Георгий.
Читать далее
Читать далее
Journal information