"Возвращение блудного сына" Франческо Бассано Младший
Священник Георгий Кочетков
Великая вечерня 2 февраля 1991 г.
Сейчас мы слышали знаменитую притчу Господа Иисуса Христа о блудном сыне. И почти все вы знаете, что это одна из тех великих притч, которые назначены Церковью для подготовки ко дням Великого Поста. Пост время покаяния, пост время научения, пост время молитвы, пост время познания Господа Иисуса Христа и Его Церкви. Дорогие братья и сестры! Вы хорошо знаете, как обычно воспринимается эта притча. Обычно, услышав ее, мы стараемся взглянуть внутрь себя, осмыслить свою жизнь, прислушаться к голосу совести и, увидев в себе блудного сына, обратиться к Отцу Небесному: Прими меня, как одного из наемников Твоих . Мы рады бываем услышать ответ Не как наемника, а как любимого сына принимает нас Отец наш. Так, действительно, нужно делать. Ведь у каждого из нас есть своя ахиллесова пята, наше слабое место, которое заставляет нас идти по распутьям мира сего, питаясь рожками.Но сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на другое.
[ Spoiler (click to open)]Сейчас мы переживаем историческое время, когда целые народы обращаются ко Христу, некоторые впервые в своей истории. Народы грузинский, армянский и другие возвращаются к вере отцов своих. Но когда мы говорим о русском народе, то мы скорбим, видя, что это еще не произошло, что неизвестно, вернется ли к Богу весь русский народ. За это нужно подвизаться, ибо наш народ, увы, стал подобен блудному сыну: расточил имение Отца, живя распутно, и остался при рожках. Сейчас он пытается стряхнуть с себя эту болезнь, но делает это часто неправильно. Еще много искушений на его и на нашем пути. Будем же стараться помочь ему обрести свое Отечество, тогда мы обретем и свое Отечество. Но есть и народы, которые принимают слово Истины впервые. И мы видим людей нетрадиционной христианской национальности, приходящих ко Христу, евреев, татар, среднеазиатских народностей. И мы радуемся об этом и благодарим Господа. Всякий блудный сын может вернуться к Отцу, придя в Церковь Христову. Каждый народ исполняет свое историческое призвание и предназначение. Многих это смущает, братья и сестры, что в храмах появляются непривычные люди, возникает даже ропот. Мы можем понять их и даже простить, если они каются, если не проявляют при этом агрессивности. Но мы должны не только прощать, но и явить пример служения каждому блудному сыну, возвратившемуся к Отцу, чтобы не стать нам подобными фарисеям, которые стоят у двери разумения взяв ключи. К сожалению, бывает, что мы начинаем не пускать приходящих в эти двери.
Братья и сестры! Не будем похожи на старшего сына. Его участь печальна, хотя милостив Отец его. Его состояние темно и страшно. Всякие счеты и расчеты перед лицом Отца Небесного неуместны. Всякий из нас должен душу полагать за братьев, и если не полагает он еще не христианин. Время Великого Поста требует от нас покаяния и в этом. Если мы сами не грешим так, то мы не останавливаем тех, кто грешит. Молчим, когда сталкиваемся с явным антисемитизмом, и тем самым способствуем распространению зла в церкви. Будем иметь дерзновение не оглядываться на последствия наших дел перед Господом и не быть лицемерами. Братья и сестры! Будем помнить, мы несем ответственность сейчас о всех и за все. Исторические периоды, подобные нынешнему, повторяются редко, может быть, раз в тысячу лет. Стоит нам расслабиться, превратить христианство лишь в религию самоспасения, как мы окажемся вне спасения. Не забудем же этого в преддверии Великого Поста.
Аминь.
Journal information