Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Categories:

Какие дары принести Младенцу-Христу, или Рождественская просфориада

Оригинал взят у bratstvo_stz в Колыбельная Младенцу-Христу, или Рождественская просфориада
На следующий день после Рождества наше братство собралось на праздничный вечер, посвященный этому событию – Рождественскую просфориаду.

Что такое просфориада?

Рождественская просфориада, Пасхальная просфориада... Встречи с таким необычным названием не первый год проводит в воронежском Доме актера малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского. Они проходят непосредственно вслед за этими важнейшими христианскими праздниками во время Святок или Светлой седмицы, являясь дополнительной возможностью от всего сердца поделиться радостью и смыслом переживания дорогих дней. Такая рождественская встреча состоялась и на этот раз 8 января в конференц-зале, собрав немало гостей и друзей братства.

Само слово «просфориада» родилось по ассоциации со знаменитыми «шубертиадами», которые устраивали Францу Шуберту любящие его друзья. Композитор оставался верным своему призванию вопреки предвзятому мнению родных: музыкант для бюргерского сознания – профессия непрестижная, неприбыльная. Он часто жил в такой тяжелой бедности, что в снимаемой им комнате не было даже фортепиано, и не было возможности исполнить и услышать как звучат собственные новые сочинения. Тогда друзья композитора стали совершать для него своего рода подарки, периодически собирая встречи, душою которых был Шуберт и его музыка.

Главный смысл христианской просфориады заключается в самом ее названии – «дар», «подарок», что близко духовному контексту христианских праздников. Дары просфориады – творческие, очень разные. Как самостоятельный жанр она имеет свои принципы. Во-первых, это не «детский утренник», хотя встреча объединяет и детей, и взрослых. На сцене по очереди и вместе оказываются как профессиональные музыканты и артисты, так и ученики, и совсем непрофессионалы, ведь христианское сердце не может не жить творческим духом. Во-вторых, просфориада собирает людей как с большим церковным опытом так и тех, для которых красота и смысл христианства только приоткрываются. На просфориаде всегда царит дух свободы, импровизации. Наряду с веселыми и радостными просфорами театрального и музыкального характера звучат серьезные, в том числе из опыта исповедников веры, литературные шедевры. И наконец, слова ведущего, как и вступительные комментарии самих выступающих, непременно должны нести в себе внутренний огонь и силу проповеди.

Для многих членов братства Рождество – это очередная годовщина церковной жизни, поскольку именно на Рождество разных лет произошло их воцерковление.

«В Рождество все немного волхвы…»
Любое приношение Христу непосредтвенно связано с Его прославлением, чем и являются рождественские колядки, звучавшие на русском и украинском языках. Пели колядки и подростки, недавно вернувшиеся с выезда в братский дом в Богоявленском, где они их вместе разучили.

По традиции первые выступления были детские. Их мотив всегда один: герои сценки идут поклониться родившемуся Христу. Но каждый раз выступающие вместе со зрителями сталкиваются с препятствиями на этом пути, в своем поиске Младенца участники обретают настоящих друзей.

На вечере выступил московский гитарист Константин Шаталов, исполнивший пьесу Августина Бариуса «Сон в лесу». Член братства Ольга Евстигнеева исполнила песню собственного сочинения на стихотовение Ольги Седаковой «Несчастен, кто беседует с гостем и думает о завтрашнем деле…». А после совместного чаепития с пирожками и пирожными – тоже рождественского дара! – на вечере родились приношения от зрителей. Потому что «в Рождество все немного волхвы…»

Но наверное главным приношений было единение участников и гостей просфориады на этом рождественском вечере.


Колыбельная Младенцу Христу

Примером свидетельства о Христе времен эпохи застоя в нашей стране стала история, взятая из воспоминаний монахини Евфимии (Пащенко). В одном из домов престарелых в зимний вечер 7 января 1986 года была новогодняя вечеринка. По недосмотру медперсонала среди веселящихся появилась неизлечимая душевно больная украинка Макаренко, – даже имя ее оказалось забытым. Она навсегда была словно погружена в непроходящий испуг, вызванный пережитыми в советское время репрессиями. Но на один вечер, как оказалось, накануне смерти, к ней вернулось ясное сознание. Войдя, она поклонилась и сказала, что «сегодня Рiздво Христове», а затем спела западно-украинскую колядку. Это была колыбельная песня маленькому Христу. Совершенно непривычно для традиционного жанра в ней звучали слова о предстоящем Кресте: «не питай, що колись буде, що зготують хрест Тобi люди». Все слушали внимательно, включая тех, кто хранил открытки с портретом Ленина, и разошлись в тишине. Для кого-то слова о Христе и смысле Рождества прозвучали впервые. Колыбельная заканчивась такими словами:

Спи, Iсусе, спи,
Cерце вiтвори!
Хай на ньому спочивають,
Тут на землi, и там в раю.
Люли, серденько, люли.


«Именинник»

Проблемы восприятия христианских праздников в современном мире, формальное отношение к христианству были с юмором показаны в сценке «Именинник». Ее главный герой, желая отметить свой день Рождения, ждет гостей с самого утра и убирает свой дом. Пришедшие же наконец гости начинают поздравлять друг друга с праздником и веселиться, совершенно забыв о виновнике торжества. И хоть именинник не раз пытается напомнить о себе – все его усилия оказываются тщетными. Гости вечера сразу же узнали отношение к Рождеству в современном обществе, когда не знают или забывают о самом главном – о родившемся младенце-Христе, о кеносисе – умалении Бога, ставшего человеком, чтобы у каждого из нас были силы помнить и осуществлять свое призвание, жить по Его образу и подобию.


Заключение

В завершающем просфриаду прощальном слове Алексей Евстигнеев, председатель братства во имя святителя Тихона Задонского поблагодарил всей гостей и участников просфориады, поздравив с Рождеством, и сказал:

«Сегодняшний праздник исторический и метаисторический. Он напоминает нам о том, что когда-то произошло величайшее событие в истории человечества, в истории каждого из нас. Сегодня звучало множество слов о величайшем смирении Бога, о рождении Бога в сердце каждого из нас. Сегодня мир все агрессивнее относится к празднику Рождества. Связь человека и Бога очень мешает кому-то... Собираясь на этот праздник, мы помним, что это событие имеет место в нашей личной истории. Очень хотелось бы, чтобы это соприкосновение Бога с нами имело место в наших сердцах, чтобы наша жизнь имела угол восхождения в звании человека, к которому мы, люди, призваны. Пусть же наши последующие действия будут соотноситься с этим событием».




Разместить в социальных сетях:


Оценить:
Tags: воронеж, общение, праздники, преображенское братство, рождество
Subscribe

  • Читаем Послание Иакова

    Глава 2 21-22 Разве наш праотец Авраам был оправдан не по делам, когда принес своего сына Исаака на жертвенник? Ты видишь, что вера содействовала…

  • Читаем Первое Послание Коринфянам

    Глава 1 4 Я всегда благодарю Бога моего за вас, потому что вам дан великий дар Его благодати через Христа Иисуса - Ведь и нам никто не мешает…

  • Читаем Послание Римлянам

    Глава 9 2-3 Велика моя печаль, и боль в сердце беспрестанна! Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа ради братьев — моих…

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments