«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим 3:16). Какое же научение и наставление дает нам один из самых распространенных образов Писания как Ветхого, так и Нового Заветов, образ пустыни? Прежде всего, нам нужно ответить на вопрос: «Что такое пустыня?». Можно сказать, что пустыня находится между Египтом — домом рабства и Землей обетованной, а в христианском контексте — это время между Крещением и выходом на служение. В Священном писании, с одной стороны, говорится: «Он вывел тебя из Египта, из неволи, вел тебя по великой и страшной пустыне, меж ядовитых змей и скорпионов, по сухой и безводной земле» (Втор 8:14–15). С другой стороны, пребывание израильского народа в пустыне описывается так: «Ты, по великому милосердию Своему, не покинул их в пустыне: не исчезли ни облачный столп, днем указывавший им дорогу, ни огненный столп, ночью освещавший перед ними путь. Ты даровал им Свой благой Дух, который наставлял их; Ты непрестанно посылал им манну Твою, Ты давал им воду для утоления жажды. Сорок лет ты поддерживал их в пустыне, так что они ни в чем не нуждались; одежда не изнашивалась, и ноги не опухали» (Неем 9:19–21).
Итак, пустыня неизбежна для всякого выходящего из Египта. Это место, где испытываются вера, верность, решимость и истинность духовного выбора человека. В этом смысле пустыня — область свободы, где избранный и призванный Богом человек или народ остается один на один с собой, со своим сердцем. Здесь должно дать ответ на призыв Божий, ответ однозначный и недвусмысленный. И тут действительно можно сказать лишь «да, да» или «нет, нет», причем сказать это может только сам испытуемый, и никому другому это сделать за него невозможно. В пустыне нет ничего и никого, кроме Бога, являющего в это время Свое присутствие совершенно беспрецедентным образом, и смертоносных гадов — змей, василисков и скорпионов.
Journal information