Очень часто джихад понимается как «священная война», а сегодня в массовом сознании и СМИ это слово часто ассоциируется с терроризмом. Перевод «священная война», в принципе, правилен, но с одной существенной оговоркой – это лишь одно из значений джихада и к тому же не самое главное.
Арабское джихад происходит от корня дж-х-д – стараться, прилагать усилия, напрягать все силы. В исламе это понятие полисемантическое. Уже в Коране это слово в различных грамматических формах встречается 41 раз, часто в идиоматическом выражении джихад фи сабили Аллах (рвение на пути Аллаха), которое наполняется разными смыслами. Например:
[ Spoiler (click to open)]«Верующие – это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие» (Коран 49:15).
«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Авраама» (Коран 22:78).
«О Пророк! Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место пребытия!» (Коран 9:73).
«Боритесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами» (Коран 9:41).
Очень рано в исламе сложилось различение «великого джихада» (духовного борения) и «малого джихада» (вооруженной борьбы). В основе этого различения лежит хадис, согласно которому Мухаммад сказал: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому».
В разработанных позднее мусульманскими правоведами концепциях джихада проводится различие между:
− джихадом сердца, обязывающим мусульман бороться с наущениями дьявола;
− джихадом языка, обязывающим говорить только правду и словом свидетельствовать об исламе;
− джихадом руки, обязывающим всеми средствами утверждать добро и противиться злу;
− джихадом меча, обязывающим мусульман к вооруженной борьбе на пути Аллаха, которая может пониматься как оборонительная (защита от внешнего агрессора) или как наступательная (захват немусульманских территорий).
Следует отметить, что в традиционном мусульманском праве, основанном на Коране и Сунне, предусмотрены существенные этические ограничения, которые должны соблюдаться во время джихада меча. Запрещено убийство стариков, женщин, детей, священнослужителей, а согласно некоторым правоведам – всех мирных жителей, не принимающих участия в боевых действиях. От джихада меча освобождаются женщины. Согласно одному из хадисов, жена Мухаммада Аиша спросила: «О Посланник Аллаха, обязаны ли женщины принимать участие в джихаде?» Он ответил: «В джихаде, в котором нет сражения – в хадже и умре», т. е. в большом и малом паломничестве. Предписания, которые игнорируются современными экстремистскими мусульманскими организациями.
Глубоко духовное истолкование получает джихад в суфизме: «Праведник – это воитель, ведущий войну (джихад) с самим собой».
В современном мире крайние фундаменталисты интерпретируют джихад как борьбу с сатанинским Западом и Израилем, допускающим и террористические акции. Главный идеолог экстремистской организации «Братья мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад – это форма борьбы с врагами ислама.
Джихад может трактоваться как борьба за укрепление национальной независимости или осуществление программ социально-экономического развития. Встречаются и такие (правда, сугубо маргинальные) определения джихада:
«Усилия, направленные против зла как такового и любых проявлений зла в обществе» (Ибрагим Абу-Раби)
«Сопротивление апартеиду или борьба за права женщин» (Фарид Эсек)
«Движением за то, чтобы быть более хорошим студентом, более хорошим коллегой, более хорошим деловым партнером. Сверх всего, держать свой гнев под контролем» (Брюс Лоуренс)
Джихад − понятие, которое в зависимости от исторической, культурной, социальной, политической конъюнктуры способно наполняться различными смыслами. И какие смыслы он обретет в ближайшем будущем, зависит прежде всего от того, какие пути развития для своих стран изберут сами мусульмане.
Journal information