Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Categories:

Любовь к врагам ведет к поиску друзей, а не врагов

О труднейшей заповеди Христа размышляет председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак

— Есть одна сложная евангельская максима — любовь к врагам. Как Вы считаете, может ли она исполняться в современном мире?

Дмитрий Гасак: Как известно, о любви к врагам первым заговорил Иисус из Назарета, Христос, наш Господь и Спаситель. Эти слова прозвучали после того, как люди неплохо разобрались в том, что означает библейское выражение «око за око, зуб за зуб» (Лев 24:20). Эту заповедь часто вспоминают во время различных противостояний и столкновений как внутри одного народа, так и между различными народами. И часто забывают, что эта заповедь (кстати, не евангельская) находится в контексте целого кодекса правил, регламентирующих жизнь внутри народа, то есть среди своих. То есть того народа, который признает над собой власть и авторитет Господа Бога, Который и открыл этот Закон народу. Да, это Бог сказал: «Око за око, зуб за зуб». Но эта заповедь не инициирует месть. Она не предписывает в случае нанесенной обиды, если тебе, скажем, выбили зуб, непременно выбить зуб в ответ. Часто, почти что всегда, когда говорят об этом, забывают, что эта заповедь ограничивает зло, а не умножает его. Она говорит о том, что нельзя за выбитый глаз выбить два, нельзя за сломанную руку (даже если это рука твоего собственного ребенка) или украденную машину лишить человека жизни. В человеке может быть очень сильна энергия мести, агрессии, злобы и эта заповедь ограничивает месть, хотя и не устраняет ее до конца. Но ограничивает самым суровым образом. Человек, желающий жить в обществе, претендующий на уважение своих сограждан, соплеменников, соседей, ближних, не может поступать иначе.

И вот, впервые о совершенно новом отношении к врагам заговорил Христос: «Вы слышали, что сказано древним: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». Что имеется в виду? Что значит «любить врагов»? В каком контексте звучат эти евангельские слова? О каких врагах говорит здесь Господь? Это большой и очень серьезный вопрос. Обратите внимание, что когда Господь обращается к людям с этими словам, он исходит из того, что слушающие Его не предполагают обманывать, воровать, искать выгоды за счет другого. Он не предполагает, что люди конкурируют в делах неправедных. Напротив, Он исходит из стремления каждого достигать Божьей правды и добра в жизни. И Он говорит о том, как достигнуть в добре полноты. Ну, а добро, разумеется, восходит к Богу, который не делит людей на друзей и врагов. И если у тебя находятся враги, то ты, желая в жизни добра и стараясь его осуществлять, не можешь одним людям желать добра, а другим желать зла, даже если они желают зла тебе. Не может человек раздваиваться. Вот об этом речь.

Как это может осуществляться в современности? Я думаю, что, прежде всего, каждый должен задуматься о своих желаниях, а с другой стороны — о том, как они воплощаются в жизнь. Часто бывает так, что, желая доброго, мы причиняем другим боль, обиду. Очень часто, собирая в одном месте, мы расточаем в другом и, пытаясь созидать что-либо, на самом деле крадем. В такой ситуации абсолютной раздвоенности, когда люди преследуют взаимоисключающие цели, ни о какой любви к врагам речи быть не может. Более того, человек перепутает все на свете — и друзей, и врагов. И в нашей истории это бывало не раз.

30 октября мы ежегодно вспоминаем жертвы советских репрессий. Сколько людей было объявлено врагами и уничтожено! Для современной российской истории эта заповедь имеет особое значение. И то, что произошло в советское время, да часто и сейчас происходит, свидетельствует о том, что мы эту заповедь не просто забыли, мы ее не понимаем, не различаем смысл, вложенный в нее Богом.

— Действительно, сегодня зачастую заповедь о любви к врагам воспринимают искаженно, соединяют со словами «подставь другую щеку» (Мф 5:39), подразумевая под ней отказ борьбы за правду, в том числе за правду Божию. Другая крайность — пример из времен инквизиции, когда людей уничтожали и пытали, прикрываясь словами о любви к врагам, называя пытки средством для исправления грешника. Можете ли Вы сказать, где проходит граница между евангельской любовью к врагам и такого рода подменами?
Читать далее

Tags: дмитрий гасак, евангелие, любовь, репрессии, церковь, этика
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments