"А есть ли враги у нас с вами? Как вы себе отвечаете на этот вопрос? Есть, конечно же, и эти враги, вероятно, найдутся во всех сферах нашей жизни. Есть даже подозрение, что если у человека нет врагов, значит, он живет слишком расслабленно, значит, от него не происходит никакого действия – ведь когда нет действия, нет и противодействия. Конечно, это соображение надо понимать в определенном контексте и применять осторожно, иначе можно начать искать врага искусственно и создавать его искусственно, что в наше время часто и делается. Но в любом случае нам должно быть ясно, что главные враги наши – духовные, не внешние. «Наша брань, – говорит апостол Павел, – не против крови и плоти (т.е. не против людей), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 16:12). Не случайно Церковь в истории давно была названа «Церковью воинствующей».
Но есть и другие ситуации, которые не входят в только что описанные мной. Ведь Церковь составляют люди, а люди, увы, много согрешают, даже если они члены Церкви, и поэтому они имеют врагов как бы «по заслугам» своим, по грехам своим. Ведь грехи очень часто бывают не просто против нас самих, они всегда еще что-то искажают вокруг нас в нашей жизни. Это видят другие люди, и это отвращает их от нас, а часто через нас – и от Бога, и от Церкви.
К этому еще добавляются враги как бы «по недоразумению». Таких тоже очень много: и обманутых, и глупых, и запуганных, и легковерных, и легкомысленных. Вот прочтет человек какую-нибудь статью или книжку и вспомнит «звон» о грехах исторической церкви. Такие грехи, действительно, есть только люди очень плохо знают церковную историю и поэтому обычно не знают их контекста и не знают, что еще было в истории той же церкви. В результате люди часто воспринимают грехи исторической церкви как грехи против того или иного народа, против науки, культуры, против инакомыслия или демократии, и поэтому они думают, что христианская церковь сама по себе им уже враг...
отсюда
Journal information