Беспамятство в эпоху «постмодерна»: некоторые черты В день 76-летия знаменитого ученого Сергея Сергеевича Аверинцева, члена Преображенского братства и попечительского совета СФИ, мы публикуем его доклад на конференции «Память и беспамятство в Церкви и обществе: итоги XX века» Фундаментализм — очень специфическое понятие, недаром вытеснившее в XX веке все прежние более или менее синонимические лексемы вроде обскурантизма и т.д., восходящее, как, я думаю, все помнят, к инициативе некоторой группы американских протестантов. Это очень новейшее понятие. Если что в самом грубом смысле модернистично, так это — фундаментализм. Есть некоторая мрачная гармония контрапункта между современностью с ее разрушительными секуляристскими тенденциями и фундаментализмом. Недаром современность дала такие шансы исламу. Одна из антологий немецкой религиозной поэзии, включающая известные всем стихи Мартина Лютера, еще средневековые тексты и т.д., завершается стихами современного молодого немца, который принял ислам и рассказывает в стихах, до чего ему радостно ехать на велосипеде по улицам своего города в мечеть. Я видел однажды совсем новейшую фотографию Мекки, и мне очень запомнилось, в каком странном согласии находятся геометрическая форма центрального святилища и сугубо современные небоскребы, которые составляют фон. Мекка — современный город, на нефтяные деньги очень радикально перестроенный. Одно подходит другому очень странным образом. Фундаментализм — это прежде всего отмена истории, отмена того христианского взгляда на откровение, который так сильно выражен в начальных словах Послания к евреям: «Бог, много кратно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (πολυμερώς καί πολυτρόπως πάλαι ό θεός λαλήσας τοίς πατράσιν έν τοίς προφήταις), в последние дни сии говорил нам в Сыне». Этот текст подчеркивает два аспекта Слова Божия, являющиеся по отношению друг ко другу одновременно контрастными и взаимодополнительными. Природа откровения динамична, она существенно связана с измерением времени — времени космического, времени исторического и времени эсхатологического, и при этом — стабильная идентичность, присущая откровению. Стабильная идентичность, проявляющаяся не в неизменности, не в отсутствии временного измерения, но в связности и последовательности, которые как раз в истории осуществляют себя, есть многократность и многообразие — πολυμερώς καί πολυτρόπως — везде и свыше. И само посредничество посредников между Богом и людьми предстает как процесс, отвечающий Божьему употреблению Богом созданного времени, процесс, который дает времени его смысл и весь остается все тем же Словом Одного и Того же Бога, являющим в себе связность именно через многообразие примерно так, как (со всеми оговорками) в человеческом мире образец риторического искусства демонстрирует связность своего содержания через различие фраз, пассажей, интонаций. |
С.С. Аверинцев о фундаментализме и много другом
Recent Posts from This Journal
-
Читаем Откровение Иоанна
Глава 16 19 Великий город раскололся на три части, города язычников рухнули. Бог вспомнил о великой столице Вавилоне и дал ей чашу с вином Своего…
-
Читаем Откровение Иоанна
Глава 15 5 И потом я увидел: в небе отворился Храм — Шатер Свидетельства, 6 и вышли семь ангелов с семью напастями. Они были одеты в чистый…
-
Читаем Откровение Иоанна
Глава 14 13 Потом я услышал голос с неба, говоривший: «Запиши: „Отныне счастливы мертвые — те, что умерли в верности…
Journal information