23 ноября в Екатеринбурге прошла однодневная конференция «Пути воспитания подлинного аристократизма». Организаторами конференции выступили Свято-Екатерининское малое православное братство (Преображенское содружество малых православных братств)
Мероприятие собрало в городской библиотеке им. А. Герцена более шестидесяти участников из разных городов — Екатеринбурга, Москвы, Тюмени, Челябинска, Ревды, Первоуральска.
Открыл конференцию Олег Глаголев, председатель Свято-Екатерининского братства. Говоря о задачах конференции, он отметил, что «сейчас важна не сословная реконструкция аристократии, как таковой — не стоит идеализировать то, что было, аристократия также была больна многими болезнями нашей страны. Но для нас сегодня важно восстанавливать то лучшее, что мы хотели бы, чтобы вошло в опыт современной жизни».
В начале конференции участникам было предложено посмотреть небольшое видео-интервью с Александрой Петровной Ершовой, внучкой педагога-просветителя конца XIX-начала XX вв. Александры Алексеевны Штевен-Ершовой. Александра Петровна с болью отметила, что в нашей стране аристократия «выжигалась каленым железом», и сейчас трудно найти даже остатки той культуры. «Воспитание — такой капитал, который не виден, но всегда дает доход. Сейчас во взаимоотношениях родителей и детей пропала всякая дистанция, меж тем как, взрослый человек — носитель того прошлого, которое надо уважать... Но уважение — качество взаимное, — отметила Александра Петровна, — взрослый тоже должен уважать ребенка, не попускать какие-то вещи, не подыгрывать, а искренне интересоваться его жизнью». Уважение, терпение, смирение — вот важные черты воспитанного человека. «Воспитывайте не детей, воспитывайте себя» — в заключение сказала Александра Петровна.
В продолжение этого интервью прозвучал доклад Ольги Синицыной (г. Москва), руководителя детско-юношеского центра Культурно-просветительского фонда «Преображение», «Опыт воспитания детей в конце XIX в. и его применение в советское время (по воспоминаниям А.А. Штевен-Ершовой)». Ольга Владимировна рассказала о жизни Александры Алексеевны Штевен-Ершовой (1865-1933), педагога-просветителя, публициста, писателя, о том, как воспитывали ее в детстве в дворянской семье, и как она воспитывала своих детей. Вспоминая свою семью, как и другие дворянские семьи, Александра Алексеевна отмечает важное свойство — устроение внешнего благообразия: «в нашей жизни внешнее благообразие имело внутреннее основание, оно охраняло и развивало лучшие свойства. В беспорядке многие лучшие качества человека гибнут». Главная идея, которую всегда внушали детям ее родители — достойное поведение. Всегда были требования порядочности, правдивости и честности, доброго дружеского отношения к окружающим. Принцип жизни А.А. Штевен-Ершовой : жить, значит действовать и требовать больше от себя, а не от других в советской России не находил воплощения. Как же бороться с отчаянием и безразличием, «поразившей людей душевной гангреной», отчасти и ее детей? «Никакого выхода не придумаешь, — если не произойдет по воле Божьей то, чего мы не ожидаем» — цитировала дневники Ольга Владимировна, и выход Александра Алексеевна видит только в новой проповеди христианства.
[ Spoiler (click to open)]Далее прозвучал доклад Светланы Буткиной, исследователя, биографа и родственницы прот. Николая Буткина, члена Преображенского братства, «Прот. Николай Буткин: опыт христианского воспитания детей». Светлана Георгиевна отметила несколько важных принципов, присущих жизни и делу священника Николая Буткина: устремленность к просвещению и стремление этим делиться, творческий подход, милосердная любовь, приоритет духовного над душевным и телесным, верность своему призванию и требование этого от других, ответственность в намерениях, качество в исполнении.
В своем докладе «Личное достоинство и социальная ответственность: проблема сохранения в экстремальных жизненных ситуациях» Светлана Быкова, канд. ист. наук, доцент кафедры европейских исследований Департамента международных отношений Уральского федерального университета, отметила, что понятие аристократизма имеет не столько сословный характер, сколько относится к людям, обладающим особой системой ценностей, которая позволяет им сохранять достоинство в любых исторических условиях. Светлана Быкова привела примеры жизни людей сохранивших достоинство в застенках НКВД перед лицом смерти. «Проблемой истории России, — подытожила С. И. Быкова, — оказывается моральная неустойчивость многих людей, которые ориентированы на сиюминутное получение выгоды, и тем самым утеряли принципы достойной человеческой жизни».
Далее прозвучал доклад Елены Марченко (г. Ревда), научного сотрудника музея «Демидов-Центр», «Пути воспитания детей в дворянской России XVIII-XIX вв.». Елена Вадимовна рассказавала о воспитании благородных девиц в Смольном институте благородных девиц, основатель которого И. Бецкой писал: «Важно утверждать сердце юных в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых». К сожалению, этот институт был уничтожен, в 1917 году из последних выпускниц Смольного по приказу временного правительства были сформировали женские батальоны смерти. Почти все они погибли при штурме большевиками Зимнего дворца. Говоря о воспитании мальчиков Елена Вадимовна вспомнила пример рода Демидовых и семьи Соломирских.
В завершение конференции прозвучал доклад Дмитрия Каштанова, директора компании «РУСТ», члена Свято-Екатерининского братства — «Опыт воспитания и воцерковления детей Преображенского братства на примере Свято-Екатерининского малого православного братства». Дмитрий Геннадьевич указал, что сегодня уже вряд ли может идти речь о том, чтобы возродить аристократию родовую, слишком долго и тщательно она в нашей стране уничтожалась, но говорить о воспитании духовного аристократизма вполне реально. «В своей совместной жизни с детьми мы пытаемся создать такую среду, в которой может вырасти свободный, честный, культурный и верный Богу человек». Дмитрий Геннадьевич поделился семилетним опытом летних детско-юношеских лагерей-соборов Екатерининского братства. Он подчеркнул, что акценты в общей жизни с детьми ставятся на их вхождении в историю страны, опыте личной веры, совместном труде, творчестве, делах милосердия, познании красоты Божьего творения.
На подведении итогов конференции звучали мысли о том, что сегодня важно вглядеться в историю, услышать слово тех достойных людей, которые несли ответственность за свою землю и свой народ. Подлинный аристократизм всегда проявлялся в людях в трудные времена в том, что они с одной стороны, не бежали от судьбы, а, с другой стороны, не были ею водимы и побеждены.
Елена Каштанова
Информационная служба Преображенского братства
Journal information