Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Индустрия подделок

31 октября в связи с Днем памяти жертв советских репрессий в музее ГУЛАГа прошел круглый стол «Репрессированная культура», организованный Свято-Филаретовским институтом и православными Свято-Георгиевским братством и братством во имя Новомучеников и исповедников Российских. В круглом столе приняли участие поэт и писатель Ольга Седакова, профессор СФИ Александр Копировский, преподаватели СФИ Светлана Чукавина, Кирилл Мозгов и руководитель Богословского колледжа СФИ Людмила Комиссарова.

На круглом столе были показаны фрагменты документального фильма Виталия Якушева «Продать Эрмитаж. Как уходили шедевры», рассказывающего об одной из страниц истории разграбления культурного наследия страны с первых дней после Октябрьского переворота. За уничтожением в 1920-1930 годы памятников культуры, по выражению Ольги Седаковой — «прошлого культуры», последовало уничтожение ее настоящего — «наличного человеческого творческого материала»: люди культуры были арестованы, замучены, убиты или высланы из страны.

Но культура была не просто уничтожена. Искусственный отбор по «классовому признаку» привел к формированию культуры нового типа. «Элемент советского я всегда определяла как элемент подделки, — поясняет Ольга Седакова, — как отсутствие настоящего вдохновения, которое возможно только у свободного человека, не впустившего внутрь внешнюю цензуру». Причем людям, выросшим за «железным занавесом», вкус этих подделок не с чем сравнить.

[Spoiler (click to open)]

Можно ли что-то противопоставить этому внутреннему рабству? Для этого нужно, по крайней мере, преодолевать тягу к схемам, убежден профессор СФИ А.М. Копировский. «Иначе получается, что ты еще не вошел в дом, а уже знаешь, что в нем находится и как к этому надо относиться», — добавил он. Он поделился впечатлениями от своего недавнего выступления на радио, во время которого в студию позвонила возмущенная слушательница и констатировала: «У вас плохая передача: вы совершенно не говорите, как нам жить и как нам мыслить».

Истоки культурного разрыва и массового одичания следует искать еще до большевизма, уверен А.М. Копировский. Были представители рафинированной культуры начала XX века, которые ненавидели классику, не понимали ее, настолько от нее «устали», что хотели чего-то ослепительно нового, опьяняющего. Он напомнил строки советского поэта Владимира Кириллова, написанные в ответ на протест Луначарского против разрушения памятников русской культуры: «Во имя нашего Завтра — сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы». Но сам его слог и стиль этих строк свидетельствуют о том, что эти люди питались молоком той самой культуры, которую хотели разрушить.

Подвергается ли культура репрессиям сегодня? Как будто нет. Но в самих людях не осталось сил на то, чтобы различать фальшь, искать красоту и правду. Тем не менее, поиск подлинности и стремление обрести в жизни какой-то простор в людях есть всегда, считает преподаватель СФИ Светлана Чукавина. Если человек хочет, то он может к ним прорваться. «Бывает так, что человек этого не хочет, и тогда нужно думать, как его поддержать, как ему можно помочь обрести свое достоинство, чтобы он захотел выйти за пределы своего маленького мещанского внутреннего мира,— добавила она. — И Господь не оставляет человека без встреч, которые помогают ему захотеть найти эту дверь».

Софья Андросенко


     
Tags: искусство, история, культура, преображенское братство, репрессии, ссср, сфи, церковь
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments