Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Тайна личности – приоритет современного богословия

Оригинал взят у pa_o_lina в Тайна личности – приоритет современного богословия
Viorel I. Coman. Taina persoanei - prioritatea teologiei contemporane. Ziarul "Lumina", 03.02.2011.

Благодаря многочисленным исследованиям и книгам, рассматривающим вопросы экклезиологии, учение о Церкви стало доминирующей темой ХХ века. Минувшее столетие даже было названо "веком Церкви". Эту идею подтвердил и митрополит Каллист (Уэр): "На мой взгляд, доминирующей темой в православном богословии прошлого века была экклезиология. Какая тема станет преобладающей на протяжении нового столетия, которое нам открывается? Я не притязаю на пророческий дар, но мой ответ таков: вне всякого сомнения, экклезиология будет продолжать привлекать наше внимание. Но в то же время я убежден, что главный интерес в богословских исследованиях будет перемещаться от экклезиологии к антропологии". Хотя исследовательские усилия будут направлены в русло антропологии, богословы продолжат заниматься экклезиологией и другими направлениями догматики, тем более что человек обретает полноту в общении или в церковной общине.

Античная философская мысль – и в ее платоновском, и в аристотелевском измерениях – неличностна. В трудах таких философов, как Рене Декарт, Иммануил Кант, Николай Гартман, Иоганн Фихте, западная мысль нового времени свела тайну личности в основном к психологическим категориям. Благодаря трудам Мартина Хайдеггера, Мартина Бубера, Жана-Поля Сартра, Габриэля Марселя, Эммануэля Мунье проблема личности была заново переосмыслена в философии. Христианство оформило свое учение о личности через призму двух событий особого значения – формулировка тринитарного и христологического догматов. Тема личности, всецело основанная на евангельском откровении, была сформулирована в терминах богословия святыми отцами IV века. Однако, как отмечал Оливье Клеман, это было сделано на уровне божественного бытия, но не столь же ясно на уровне бытия человеческого. Таким образом, богословы, которые занимались этой областью антропологии, переместились в пространство тринитологии и христологии - в этот подлинный контекст вопрошания в том числе и о человеческой личности.

Даже если большинство богословских исследований ХХ века были сосредоточены на вопросах экклезиологии, антропология также представляла интерес, не достигая при этом масштабов экклезиологии, в особенности из-за разрушительных последствий постпросвещенческих идеологий. Такие богословы, как свящ. Думитру Станилоае, архим. Иустин (Попович), свящ. Георгий Флоровский, Владимир Лосский, митрополит Иоанн (Зизиулас), митрополит Каллист (Уэр), Христос Яннарас и другие показали подлинный христианский смысл человеческой личности, пребывающей в общении с Богом и ближними. Эти подходы богословов в своей совокупности знаменуют переход от экклезиологии к тайне личности.

Есть целый ряд причин, по которым необходимо переместить этот богословский акцент с экклезиологической реальности на личностную. Постмодернистское общество сталкивается с такими явлениями, как секуляризация и глобализация, всевозможные формы насилия, индивидуализм как чрезмерное культивирование личности, научно-технический прогресс, превративший человека в машину, и множество других унизительных форм, посягающих на тайну личности, на ее достоинство и уникальную ценность. Православная церковь, глубоко укорененная в библейской и святоотеческой почве, верно прославила тайну человеческой личности в общении с Богом и с ближними. Нынешний тупик, в котором оказался современный человек, настоятельно требует более глубокого вопрошания в этой области тайны личности, еще большего углубления в ее смысл через утверждение апофатизма линости и выявление новых вариантов решения.


P. S. К сожалению, пока не удалось найти более подробных сведений об этом авторе. В Ziarul "Lumina" - этом авторитетном периодическом издании Румынской патриархии - насчитывается около полусотни его статей, преимущественно на богословские и религиозно-философские темы.

Фото: waynehajos.com
Tags: богословие, личность, румыния, экклезиология
Subscribe

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments