Он воскрес! (adam_a_nt) wrote,
Он воскрес!
adam_a_nt

Вопросы и ответы о красоте

Дайте, пожалуйста, определение красоты.

[Spoiler (click to open)]

О. Георгий. Думаю, что здесь надо остерегаться дефиниций, строгих опреде­лений. Видимо, писал человек, который не был на всем нашем цикле. Для таких, как он, повторю, что в красоте, как и в добре, есть тайна, и эта тайна возникает от того, что источник красоты и добра – в Боге. Бог не есть красота, Бог не есть добро, но добро и красота – от Бога. Помните рассказ о сотворении мира, когда Бог сотворил то-то и то-то и увидел, что это хорошо, что все это – доброе и красивое тво­рение? В самой природе, в самом мире, в обществе, в человеке, в жи­вом мире, в космосе есть начало добра и красоты. Вот мы и любуемся теперь звездным небом, мы любуемся лесом и животными. Ну что? Выросло одно дерево, другое дерево, третье – чего здесь такого, чтобы этим любоваться? А мы любуемся. В природе есть нечто. Это слишком большая тема – каким образом постигается мир и его кра­сота как Божье творение. Но это есть. Поэтому определений добра и красоты давать не следует. Это будет слишком упрощать дело.

А что есть красота, если есть лишь что-то одно? Скажем, одно дерево, один пейзаж по-разному преломится в глазах разных художников, и у них возникнут разные гармонии. Красота объек­тивна или субъективна? Что в ней объективно и где она стано­вится субъективной?

Красота не объективна и не субъективна, хотя несет в себе эле­мент и того и другого. Конечно, художник вносит в творение субъек­тивный момент. Мы можем разбирать по частям какое-то произве­дение искусства и находить объективные основы красоты. Да, это вполне возможно. Но никогда ни объективными вещами, ни субъек­тивными вещами вы не исчерпаете этот вопрос о том, почему этот пейзаж, или эта картина, или этот сад красивы? Эти вещи – только части, элементы, сама же красота, будучи связана с некоей гармо­нией, ускользнет от вас, если вы ее разложите на составные части, словно труп. Это то, чего нужно избегать всем искусствоведам. Иног­да это у них получается «очень хорошо», но это не очень красиво. Думаю, что на этом можно остановиться. Мы будем продолжать наш цикл в следующем году и мы еще будем к этому возвращаться.

А. Копировский. Мы, собственно, с этого начинали. Есть зна­менитый диалог Платона, где он так красиво уходит от определе­ния красоты. Показывает, что все, что можно назвать красивым по-человечески, очень относительно. Он говорит об идее красоты как о некоем образе, о том, что красота как бы бытийствует, она есть в каком-то высшем смысле. Но увидеть ее как таковую нельзя, и по­этому абсолютно невозможно ее определить. Мы, конечно, не бу­дем задерживаться на античном определении красоты, хотя оно очень хорошо. Я только хотел сказать, что в христианской эстетике поня­тие красоты не может быть связано со смакованием. Такой почти гастрономический оттенок в красоте, который сейчас очень поощря­ется, потому что он ощутим – красоту можно попробовать на зуб, на язык, на запах – вот это должно уйти. В этом, если хотите, уже есть какой-то момент аскетики, даже уже не этики, а аскетики. Вот это то, что присутствует в эстетике христианства.

Если можно, немного о Сальвадоре Дали в контексте сегодняш­ней темы.

Очень хороший пример, как раз он прекрасно укладывается в тот контекст, который я вам пытался представить. Талантливейший, бе­зусловно, человек, как и Пикассо, Дали – человек своего времени, и он, конечно, болеет всеми теми болезнями, которые я объявил и от которых надо избавляться. И поэтому на самом деле его красота не выдерживает проверки критерием добра, а его доброта не вы­держивает проверки критерием красоты, как и Пикассо, несмотря на то, что я считаю Пикассо гениальным.

[Spoiler (click to open)]

А. Копировский. Здесь очень важен личностный момент. Не стиль, а момент. Потому что есть сюрреалисты или отдельные их про­изведения, которые вполне вписываются в понятие гармонии и кра­соты, где она ощущается. Как и в любом стиле, у него это можно найти. Может быть, для кого-то дерзновенно будет сказано, но ка­кие-то христианские источники можно найти в любом стиле, это бу­дет зависеть от художника.

И это важно. Допустим, сначала Ватикан очень отрицательно от­носился к Сальвадору Дали, а потом – прямо наоборот. И Дали стал писать всем вам известные картины на христианские сюжеты. Его «Тайную Вечерю» все знают, его «Распятие» тоже все знают. И все-таки в некоей последней глубине он не снимает ту проблему, о которой мы сейчас говорили. Поэтому я никогда не стал бы ве­шать его картин в храме.

     
Этическое отношение к эстетике
    
Tags: александр копировский, катехизация, красота, нмц мик, эстетика, этика
Subscribe

  • Читаем Послание Римлянам

    Глава 4 10-11 Когда признана? До того, как он был обрезан, или после того? — До того, как он был обрезан, а не после. И он сделал…

  • Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа

    Проповедь Архимандрит Таврион (Батозский) Из проповедей в Спасо-Преображенской пустыни под Елгавой Проповедь на Крещение Господне Во имя Отца и…

  • О новозаветном Крещении

    Проповедь священника Георгия Кочеткова (Иер 31:31–34, Рим 6:3–11) на Вечерне в праздник Пасхи Христовой, 15 апреля 2017 года Во имя…

promo adam_a_nt august 25, 2016 14:20 1
Buy for 20 tokens
Вроде бы дата не круглая, а для меня - символическая. Ровно половину этого срока, 13 лет, я в Преображенском братстве =) Когда я впервые увидела братство, а это было на одном из соборов, то после личного знакомства с братьями и сестрами у меня постепенно поменялось понимание Церкви, церковной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments