Примеры покаяния в истории
A.M. Копировский. Я хотел бы продолжить некоторые высказанные сегодня мысли. Есть примеры того, что в современном нам обществе отсутствует глубокое, подлинное покаяние, подобное древнему.
Мы видим замечательный евангельский пример, когда некий мытарь, сборщик податей, по имени Матфей, после призыва Христа бросил то, чем он занимался, оставил свои деньги, оставил то, чем он кормился (и кормился даже очень хорошо) и пошел за Ним. Примеры такого типа как-то трудно сыскать в современном обществе. Можно было бы подумать почему. И все же не стоит однозначно говорить о том, что современное общество просто не раскачалось до нужного уровня, что оно еще спит. Оно, конечно, не раскачалось, оно, конечно, еще спит, но все-таки есть и некоторые примеры, размышления, которые я вам в течение двух-трех минут и хотел бы предложить.
Был упомянут преподобный Сергий Радонежский. Каково же было его покаяние? Я думаю, вы все помните, что он еще молодым человеком ушел в монастырь, а порывался еще и совсем юным уйти, т. е. это был, вероятно, человек, которому, с точки зрения современности, каяться было как бы еще не в чем. Он был чист. Он был сын родителей знатного рода, но обедневшего, совершенно разоренного, живший в страшную эпоху татаро-монгольского ига – его юность проходила в первой половине XIV в. Ни он, ни родители его ничего «такого» не сделали, в современной терминологии, из чего должен был бы вытекать столь резкий поворот в жизни. А как вы знаете, прп. Сергий не просто пошел в монастырь, но избрал чрезвычайно редкий в XIV в. способ полного отшельничества. Он не в монастырь ушел, а в лес, и жил там достаточно долгое время один.
Задавая себе внутренние вопросы, мы сейчас очень часто любим, чтобы нам преподносили ответы уже в развернутой, как бы разжеванной форме. Я думаю, что опять приходит и пришло, наверное, время системы вопросов, когда сам вопрос может значить иногда больше, чем ответ, быть более плодотворным. Особенно если это не один вопрос, а какая-то их серия. Вот и этот момент с преподобным Сергием стоит как-то продумать: нужно ли было ему, как теперь и нам, покаяние, и за что и за кого он должен был каяться?
Еще вот что мне вспомнилось. В конце прошлого века жил такой Лев Тихомиров. Если я не ошибаюсь, был членом ЦК партии «Народная воля», организации отнюдь не гуманитарной. И вот он покаялся и... стал ревностным монархистом.
[Spoiler (click to open)]Еще один пример, теперь из начала XX в. Большая группа русской интеллигенции перешла «от марксизма к идеализму», так и назвав свой сборник статей. Их идеализм был, конечно, не просто философский, объективный и субъективный. Важнее было то, что ими тогда был отвергнут марксизм с его материальностью. Они пришли к христианству. Более того, они пришли не к христианской философии, они пришли к живому церковному христианству, что, может быть, больше всего раздражало их противников. Как их только не называли! Их имена достаточно известны: это и Н.А. Бердяев, и о. Сергий Булгаков и др. Эти люди вроде бы сменили убеждения, а на самом деле приобрели веру. Причем они не набрасывались потом на марксизм. Бердяев и много позже говорил о правде социализма, например, о том, что практический атеизм – это не марксизм, а капитализм и т. д. Это довольно любопытно для постановки вопроса о покаянии.
Назову, наконец, имя человека, который совсем близок к нам в своем покаянии, ибо оно произошло в 1950-е годы. Это Александр Исаевич Солженицын. Человек, который в детстве знал, что такое вера, знал, что такое радостная молитва в церкви, что такое храм, как он сам об этом вспоминает. От этого он отказался не с треском, а как-то тихо. Его знаменитое стихотворение об этом говорит: «И без грохота, тихо рассыпалось/ зданье веры в моей груди». Пройдя дальше известным всем путем, он вновь обретает эту веру, будучи до того человеком безверным, неверующим в классическом смысле этого слова, т. е. даже не ставящим перед собой вопроса о том, что это такое, нужна ли она. Каково было его покаяние? Он внешне не рыдает, не рвет на себе волосы, не вспоминает о своих грехах, хотя бы потому, что он этих грехов особо наделать не успел. Он с юных лет сражался за Родину (он был достаточно молодой капитан). Да, он проливал кровь. Но очень многие фронтовики говорят, что на войне происходило какое-то удивительное душевное очищение. Не у всех подряд, но у многих. Мне запомнилось выражение одного старого фронтовика, он сказал: «Господь за фронт мне многое простил». Это тоже повод для размышления.
Так вот, Солженицын, попав с фронта сразу в лагерь, испытав все ужасы несправедливости, – в чем он кается? В том, что он мог бы сделать все то же, что делали его душители и гонители. Он чувствовал, что, будь он на месте конвоира, он делал бы точно то же, а может, и еще хуже, и делал бы свободно, не нажимая на себя, потому что считал это естественным.
Думаю, что из примеров покаяния нашего века это, может быть, самый яркий и для нас довольно близкий пример. Близкий не только по времени. Когда человек сейчас приходит в Церковь, как бы осмысляя себя по-новому, и ему говорят: «Ты должен покаяться», он часто отвечает: «А в чем мне каяться?» Есть и совсем тяжелые случаи, когда человек говорит: «А я не хуже других, у меня все великолепно». Но есть случаи, когда человек задается этим вопросом, и он видит свою жизнь, полную кошмара, что ему все время было плохо, что он страдал действительно и потому не успел нагрешить по-крупному. И вот тогда, я думаю, последний пример может очень многое подсказать. Ведь человек часто не был грешником лишь потому, что так сложились обстоятельства, а если бы они сложились чуть-чуть по-другому, Бог знает чего бы он мог натворить.
Это, конечно, не снимает того вопроса, который поставил отец Георгий, что нет современных нам великих примеров покаяния, не видно подобных Матфею мытарю или Марии Египетской. Но, может быть, у многих бывает радость открытия истины, открытия Бога как Истины, и человек тогда как бы забывает о своих грехах и сразу пытается жить этой новой жизнью. Но он очень быстро начинает понимать, что пришел еще не с тем, с чем можно этой жизнью жить, что только покаяние даст ему себя изменить. И тогда покаяние начинается с новой силой.
Какие-то особые формы покаяния есть и у нашего века. Не стоит стилизоваться под то, что было в древности, но внутреннее переживание перехода от старого к новому должно присутствовать всегда.
Нужно ли нам покаяние